9 важных вопросов об уборке снега в Кемерове
Снегу в Кузбассе не дают покоя лавры местных шахтёров - он явно настроился на рекорд. Среднегодовая норма уже перевыполнена почти вдвое, а ведь ещё только январь. И вот снегопады вновь вернулись в регион после символического перерыва (синоптики уверяют, что надолго). Самое время озаботиться вопросами уборки снега с городских улиц. Для этого мы вызвали на разговор руководство МБУ «Кемеровские автодороги». Почему на вашу улицу так поздно добираются уборщики; как меняется их работа во время аномальных снегопадов, куда увозят убранный снег? Ответы на эти и другие вопросы – перед вами.
Почему зимой 2015/2016 город не справлялся
с уборкой снега?
По сравнению с зимой 2015/2016 ситуация с уборкой снега в Кемерове явно улучшилась, это видно невооружённым глазом. А ведь нынешняя зима даже более снежная – нас засыпает с середины октября, лишь с небольшими перерывами. Только в декабре выпало 178% от месячной нормы осадков. Тем не менее, у дорожников хватает ресурсов, сил и времени содержать городские улицы в приличном состоянии. Так что изменилось?
Ещё в октябре мы начали привлекать дополнительную уборочную технику – всего 229 единиц. И ещё 81 единицу на вывоз снега. Это такие предприятия как «Стройдорэкспорт», «Сизиф», «Опора», «Кемервоспецстрой». То есть те предприятия, деятельность которых ведётся, в основном, летом. Зимой текущего содержания у них нет. Поэтому мы привлекли их к уборке снега.
Елизавета Камеева
Заместитель директора МБУ «Кемеровские автодороги»
Вот и весь секрет - техника решает всё. Прошлой зимой вышеуказанные предприятия к уборке снега с улиц не привлекались. А техника, имеющаяся в распоряжении города, в сильные снегопады просто не справлялась. Печальный опыт учтён, и на этот раз городские власти начали решать проблему ещё в октябре. Разница между двумя подходами налицо.
Как определяют, какие улицы чистить в первую очередь?
Магистральные дороги, по которым ходит общественный транспорт – всегда в приоритете. В первую очередь вся техника бросается именно туда. У каждой организации есть технологические карты, в которых чётко прописана очерёдность уборки улиц.
Первыми очищают от снега и посыпают противогололёдной смесью магистральные дороги, остановки, спуски-подъёмы. Другие улицы и проспекты второстепенны. Уборкой дворов занимаются управляющие компании.
Елизавета Камеева
Заместитель директора МБУ «Кемеровские автодороги»
Но магистральных дорог в городе немало. Поэтому из них приходится выбирать самые важные. В первую очередь техника направляется на мосты: встанут они – встанет полгорода. Не менее важны въезды в город и ключевые проспекты: Советский, Ленина и Октябрьский, а также улица Красноармейская. Вообще же, каждый район закреплён за отдельным дорожным предприятием. И в каждом ещё сначала зимы определены улицы, на которые техника выходит в первую очередь. Они убираются либо подметаются ежедневно, а в снегопады – дважды в сутки.
Как работают дорожники в экстренных ситуациях?
Во время сильных затяжных снегопадов у дорожников продляются смены. Обычно ночная смена у них длится с 20.00 до 05.00, но в снегопады она продолжается до 08.00. То есть перерыва между сменами в такие дни нет. Так машины круглые сутки и кружат: сначала по ключевым магистралям, потом – по второстепенным. А следом идут погрузчики и самосвалы, чтобы увезти снег куда-нибудь подальше от добрых людей.
Куда увозят убранный в городе снег?
В этом году в Кемерове действуют 19 отвалов. В общей сложности, они занимают чуть больше миллиона квадратных метров. За прошедшие месяцы они уже заполнены прилично. Мы рассчитываем, что дополнительные площади выделять не придётся. Но, даже если отвалы будут заполнены на 100%, резервные площади у нас есть.
Елизавета Камеева
Заместитель директора МБУ «Кемеровские автодороги»
Отвал – это не рукотворный Эверест, как мы себе поначалу представляли, а большое поле, на которое равномерно сваливают грязный снег. Все предприятия вывозят его на собственные, закреплённые за каждым районом площадки. На каждой из них постоянно работает бульдозер – уплотняет привезённый снег, чтобы отвал прослужил как можно дольше. А заканчивается работа на отвалах уже практически летом: весь мусор, оставшийся после таяния снега, нужно собрать и увезти на свалку. Это является обязанностью всё тех же предприятий.
Можно ли обойтись без валов грязного снега на дорогах?
Нам бы, конечно, хотелось, чтобы эти валы не накидывались, а распределялись планомерно. Но в городе в этом плане намного сложнее, чем на магистрали. На трассе просто – специальная техника выбрасывает снег далеко за обочину. Но в городе так не получится. На газоны снег раскидывать нельзя – в нём соль и реагенты. Его можно только сразу же вывозить. Поэтому всё, что мы можем, это максимально оперативно убирать эти валы с дорог.
Елизавета Камеева
Заместитель директора МБУ «Кемеровские автодороги»
Кто идёт в уборщики снега? Что это за профессия и как она оплачивается?
«Во-первых, это люди с высшим образованием, со специальностью "строительство и эксплуатация дорог". Очень часто это выпускники КузГТУ. Но это, конечно, инженерно-технические работники. Во-вторых, дорожные рабочие. Это сотрудники неквалифицированные. Ну и механизаторы – это водители с категорией «C».
Елизавета Камеева
Заместитель директора МБУ «Кемеровские автодороги»
Заместитель директора «Кемдора» посетовала, что зарплаты у дорожников невысокие – от 10 до 20 тысяч рублей. А работа, как сами понимаете, тяжёлая. Постоянное нахождение на морозе и обилие ночных смен тоже привлекательности не добавляют. Поэтому имеет место быть «текучка» кадров и свободные вакансии всегда есть.
Планируется ли увеличение парка уборочной техники в Кемерове?
Технический парк нужно регулярно обновлять. Во-первых, из-за износа, а во-вторых, без своевременной модернизации любое хозяйство неизбежно придёт в упадок. «Кемдор» уже направил главе города Илье Середюку ряд предложений. В первую очередь, дорожников интересует новое навесное оборудование для уже имеющихся машин. Никаких конкретных сроков, цифр и названий технических новинок в «Кемдоре» пока не называют, но в ближайшее будущее смотрят с оптимизмом.
Как решается проблема припаркованных вдоль улиц автомобилей?
Машины вдоль обочин – злейший враг дорожников. Они ненавидят их ещё больше, чем сам снег. Потому что работать невозможно. С такими автомобилями борются в 2 этапа. Первый – увещевательный – включает в себя предупреждающие знаки и объявления. В качестве «последнего предупреждения» на улицу, предназначенную для уборки, заранее прибывает экипаж ГИБДД, дабы призвать граждан к порядочности. Но, если к моменту прибытия уборочной техники какие-то машины ещё не убраны, начинается второй этап – карательный. Главный его участник – эвакуатор. Тут подробности излишни.

Здесь у автомобилистов могут возникнуть контраргументы. И вполне справедливые, вроде жестокой нехватки парковочных мест в городе. Но это уже тема для отдельной статьи.
А кто уберёт снег в нашем дворе?
Как уже заметила Елизавета Камеева, МБУ «Кемеровские автодороги» к дворам отношения не имеет. Убирать снег обязана ваша управляющая компания. Но вот вывозить его в её обязанности не входит. Поэтому идеальная схема такова: осенью собрание жильцов дома решает — до мая будем платить за «общедомовые нужды» на столько-то рублей больше, специально на вывоз снега. А УК, в свою очередь, решает вопрос с наймом погрузчиков и КАМАЗов. Все подробности мы уже описывали в статье «Кто должен убирать снег во дворе».
Но идеал, как и положено, достигается редко. В реальности нанятые УК бульдозеры зачастую сдвигают снег на обочины дорог, где он автоматически становится «собственностью» «Кемдора». Над решением этой проблемы предстоит ломать голову руководству города Кемерово. Тем временем кемеровчане могут отслеживать уборку своих заснеженных дворов, уже приведённых в божеский вид, на сайте городской администрации в разделе "Актуально".
Текст: Аркадий Кимеев
Фото: Никита Анульев, архив Сибдепо