×

А купи-ка ещё воздух: как вас обманет компьютерный мастер

Даже если у вас сломался единственный компьютер в доме, не пытайтесь найти ему «доктора» сиюминутно. Торопливость может дорого обойтись — недобросовестных мастеров по ремонту компьютеров в наше время ничуть не меньше, чем автослесарей или сантехников. Он приедет, наговорит умных слов и уедет, а вы, возможно, даже не поймёте, что вас «развели» на деньги. Мы пообщались с двумя IT-специалистами, которые на анонимных условиях рассказали нам, как компьютерные мастера обманывают кузбассовцев, и что делать, чтобы не стать их жертвами.

Очень часто проблемы, которые возникают с домашним ПК можно решить самим, если побороть суеверный страх перед техникой и следовать советам «Гугла» с того же смартфона. Мы решили проверить, а могут ли кемеровчане сами отремонтировать свой ПК, если он приуныл и безнадёжно завис или показал «экран смерти» (критическая системная ошибка в операционных системах Microsoft Windows – прим. Сибдепо). Вышли на улицу и начали приставать к горожанам с вопросами. Оказалось, что 9 из 10 наших респондентов ни за что не рискнули бы сами чинить компьютер, потому что ничего в этом не понимают. «Вдруг я его совсем сломаю, что он даже включаться перестанет?», говорили они нам. На вопрос: «А как вы будете действовать, если ПК всё-таки сломается», половина из наших собеседников ответили, что просто выйдут из подъезда и возьмут номер мастера с доски объявлений, что висит у входа в дом, а потом попросят у него помощи…

Истории обманутых кемеровчан

Стать жертвой компьютерного мастера может даже вполне себе взрослый и образованный человек. Всё дело в незнании.

«Однажды после отключения электроэнергии мой компьютер перестал включаться. Нашёл в интернете номер мастера, договорился о встрече. Специалист не заставил себя долго ждать. Пришёл, покрутился вокруг компьютера с умным видом. Достал какие-то приборы, что-то измерил, потыкал по кнопкам, а потом залез под стол, выдернул все провода из системного блока, через некоторое время включил их обратно и, о, чудо, компьютер заработал! В общем, заплатил я за его помощь 2 000 рублей», — рассказал Сибдепо один из читателей.

По словам обманутого кемеровчанина, спустя короткое время случился скачок напряжения в доме и история повторилась. Платить ещё 2 000 рублей ему совсем не хотелось. В общем, он решил не бояться и просто сделать так, как делал тот мастер – обесточить блок питания и подключить обратно через пару минут. Прошли эти пару минут и комп заработал, как ни в чём не бывало! Как выразился сам собеседник Сибдепо «развели, как молодого».  Фактически человек заплатил просто за своё незнание и боязнь навредить технике. Сам он, впрочем, считает, что заплатил «налог на дурость».

А вот вам другая история человека, который более-менее разбирается в настройках ПК, а вот какие запчасти внутри него установлены — не знает!

«Заметил, что комп стал глючить, подвисать и постоянно менять дату и время на своё усмотрение. Ещё через какое-то время периодически стал сам перезагружаться, а после выключился и больше я его включить не смог. Уж не знаю теперь, почему я тянул с ремонтом и не обратился за помощью хотя бы к знакомым, но в итоге пришлось быстро искать мастера. Комп рабочий, без него никак. Приехал молодой парнишка, разобрал системный блок и сообщил мне печальную весть: сломалась материнская плата. Причём не сгорела, а вот сломалась так, что теперь просто требуется сложная процедура по перепрошивке микросхемы BIOS. Ну, думаю, надо так надо. Дал согласие на такой ремонт. А потом смотрю, что парнишка вынул что-то круглое из платы, заменил на такую же деталь, собрал комп, всё заработало. Детальку эту я попросил оставить мне на память», — поделился своим опытом кемеровчанин.

Эта услуга обошлась мужчине в 3 500 рублей, но примерно через полгода от знакомого он узнал, что переплатил в несколько десятков раз! На самом деле в материнской плате села батарейка, стоимостью 70 рублей. Всего (!) 70 рублей. Тот мастер её просто взял и заменил на новую. Никакой настройки сложной он не делал. А старую батарейку ребята потом проверили вольтметром, она действительно села.

Рабочие схемы обмана

Основная статья дохода многих компьютерных мастеров, это завышение цен на услуги и «продажа воздуха». Такие «специалисты» без зазрения совести вписывают в чек те услуги, которые не оказывали.

«К таким услугам можно отнести «настройку локализации операционной системы», которая в принципе при установке в большинстве случаев будет иметь русский язык. Но вам наговорят такого, что проще заплатить, чем разобраться. Ещё такие мастера часто берут бешенные деньги за установку программного обеспечения. Я всё понимаю, что и эта услуга должна оплачиваться, но не так. Потому что мастер скачивает пиратское ПО в интернете, а клиенту выдаёт его за лицензионное, отсюда появляется и такая большая цена за услугу», — рассказал Сибдепо IT-специалист с 15-летним стажем работы, пожелавший остаться анонимным.

Но установка пиратских программ и ремонт того, что на самом  деле не ломалось, это ещё далеко не все уловки компьютерных «гениев». В 90% случаев все ошибки, с которыми им приходится работать, мастера видят вообще впервые. Они внимательно читают сообщение об ошибке, а потом «гуглят», читают форумы, пробуют устранить неполадку. Иногда не получается, тогда они придумывают другую проблему – что-то сгорело и предлагают заменить оборудование.

«Как показывает практика, некоторые специалисты не только завышают цены на свои услуги в несколько раз, так ещё и могут менять более современные и новые комплектующие на старые и морально устаревшие. Причем замена происходит под предлогом того, что эти комплектующие вышли из строя. А потом, для вида, отказываются их забирать. Типа зачем мне сломанная деталь? Но когда клиент говорит, что и ему она не нужна, с удовольствием забирает. А потом или устанавливает на свой ПК, или продаёт», — пояснил Игорь.

По словам нашего собеседника, очень часто при проблемах с операционной системой специалисты проворачивают ещё один трюк: после того, как всё «починили», они делают своеобразные «закладки» в настройках. В планировщике заданий Windows создают задачу, которая запустится через определенное время, комп снова начнёт глючить, а так как мастер уже устранял такую проблему и всё работало прекрасно, есть большая вероятность, что обманутый клиент снова обратится к тому же специалисту.

 

Что же делать?

Не стать жертвой компьютерного мастера достаточно сложно. Отследить все его действия, тем более, если не разбираетесь в компьютерах, будет непросто, но можно воспользоваться услугами «сарафанного радио»! Хорошие компьютерные мастера давно создали себе и имя, и клиентскую базу. И если вы просто поинтересуетесь у своих знакомых, у кого они ремонтируют технику, то вам наверняка дадут контакт хорошего специалиста.

«Большинство мелких проблем можно попытаться диагностировать самому, главное не боятся. Для начала проверить надежность соединения всех кабелей и разъёмов. Если компьютер все же загружается и выводит какие-либо сообщения об ошибках, то можно попробовать самостоятельно поискать в интернете информацию о них и устранить. Обычно там всё подробно описано теми людьми, кто уже сталкивался с такой проблемой. А если пришлось обратиться за помощью к кому-то или в сервисный центр, просите, чтобы вам сначала сделали диагностику. Она точно покажет, что у вас сломано, а что нет. Читать-то вы умеете, обмануть будет сложнее. По итогу диагностики составляйте смету того, что нужно сделать, а подписывайте её только после того, как проверите компьютер», — заявил наш эксперт.

Но может случиться так, что и у ваших знакомых нет нужного контакта. Тогда придётся обращаться за помощью в сервисный центр. Звонить в такой центр лучше с телефона, который способен записывать разговоры. В некоторых случаях информация  менеджера и специалиста может не совпадать. Запись вам поможет установить справедливость и не переплатить лишних денег. И не забывайте уточнять стоимость всех услуг, в том числе выезда мастера на конкретный адрес перед началом ремонта, чтобы потом это не было сюрпризом.

Перед тем, как отвезти компьютер в сервисный центр, составьте список всех комплектующих (по-хорошему, вам должны были вручить его при покупке компьютера). Вы должны знать, какая именно материнская плата, видеокарта, «оперативка» и т. д. установлены на вашей «машине». Если вы покажетесь кому-то из сотрудников сервиса простачком, важную деталь могут заменить на какой-нибудь хлам.

Текст: Гульнара Ишмурзина.
Фото: pixabay.com, commons.wikimedia.org.
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp