×

Адвокат Елена Яковлева: как вернуть деньги, украденные с банковской карты?

Очень грустно завершился отпуск в Таиланде для жителя Кемерова. На следующий день после прилёта домой мужчина получил от мобильной службы банка сразу три смс-сообщения о снятии со счёта почти 70 000 рублей. Он тут же поехал в банк, где выяснилось, что с его карты кто-то снял наличные из банкомата в Таиланде. Возмещать ущерб банк отказался, кемеровчанин обратился в суд и выиграл процесс. Причём не только вернул свои деньги, но и получил крупную компенсацию. Как заставить банк раскошелиться, если вашей картой воспользовались мошенники, корреспонденту Сибдепо рассказала адвокат Елена Яковлева, член Коллегии адвокатов №3 Заводского района г. Кемерово.

20141022_094353.jpg

— Елена, расскажите, а как вообще получилось, что ваш клиент на ровном месте потерял довольно крупную сумму?

Во время отдыха на острове Пхукет в Таиланде мой клиент рассчитывался банковской картой в ресторанах, в магазинах и так далее. По возвращению домой, на следующее утро у него за три секунды были списаны денежные средства на общую сумму около 70 000 рублей.

— Но сам он этих денег не снимал?
Нет, как выяснилось из банковской выписки, деньги сняли наличным путём, где-то в одной из северных провинций Таиланда путём использования банкомата. Предположительно, мошенники умудрились считать информацию, пока он расплачивался, и сделали дубликат карты. Такое есть не только в Таиланде, но и во многих других странах, где хорошо развит туризм. Как технически они это делают, я не знаю, но, тем не менее, преуспевают. Мой клиент сразу отреагировал, начал звонить в колл-центр банка, но это ничего не дало – ему просто никто не ответил. Тогда он сразу побежал в отделение банка, чтобы зафиксировать факт несанкционированного снятия денежных средств.

— А вот здесь давайте поподробнее: как вообще себя в такой ситуации нужно вести?

Очень важно сразу получать смс-уведомления об операциях с денежными средствами. Многие ведь вообще не хотят подключать эту услугу – мобильный банк. Но, только получая своевременное смс-уведомления об операциях по банковским картам, вы можете своевременно узнать о несанкционированных действиях третьих лиц в отношении принадлежащих вам денег. Для нас, как для потребителей банковских услуг, также важен факт быстрого уведомления банка о действиях мошенников. По статье №9 закона «О национальной платежной системе», мы должны уведомить банк в течение суток, но лучше это делать сразу. А когда вы приехали в банк с заявлением (претензией), то потрудитесь, чтобы они вам это заявление скопировали и поставили отметку о времени вашего обращения.

— То есть нужно обеспечивать себя доказательствами?

Да, если хотите вернуть деньги, это просто необходимо. В соответствии с положениями статьи 56 гражданско-процессуального кодекса истец обязан представить суду доказательства в обоснование своих требований, в нашем случае это требования о возврате денежных средств. Истцу необходимо будет доказать, что вы своевременно уведомили банк о действиях мошенников, а также о том, что произошло именно несанкционированное снятие денег, то есть помимо вашей воли. Предъявите в банке, естественно, саму банковскую карту, потому что снятие денег происходило за границей. То есть если снятие денег произошло несколько часов назад, а вы здесь – это будет доказательством того, что деньги были сняты не вами. Ещё, когда вы посещаете другие страны, важно сохранять документы – когда улетели, когда прилетели – а именно электронные билеты и посадочные талоны. Сбор доказательств всё равно ляжет на вас, и не всегда всё получается задним числом собрать. А потом, неизвестно, удовлетворит ли суд ходатайство об истребовании этих доказательств. Так что лучше всё это сохранять, по крайней мере, некоторое время, а не так, что вышли и сразу выбросили в мусорное ведро.

— А нет шансов решить этот вопрос с банком мирно, без суда?

Шансов немного, но попробовать нужно обязательно! Обязательно обратитесь в банк с претензией о возврате денег в письменном виде. Поскольку у нас к таким случаям применяются положения закона о защите прав потребителей, то претензионный порядок требуется соблюдать. То есть вы должны обратиться в банк с заявлением (претензией): «Прошу произвести возврат денег, так как было несанкционированное снятие средств». Но банк, скорее всего, откажет. Я помню только один случай: три года назад с моей знакомой. Она тоже ездила за границу, и с карты списали большую сумму. Тогда Сбербанк деньги ей всё-таки вернул и то, потому что она вип-клиент. И ещё: по закону о защите прав потребителей, в случае соблюдения претензионного порядка и отказа банка выполнить требования потребителя в добровольном порядке, банк обязан выплатить штраф потребителю – половину суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

— Так же, как это получилось с вашим клиентом?

Ну да, после суда мой клиент вернул потерянные 69 тысяч рублей, плюс 50 процентов штрафа, плюс моральный вред, плюс услуги адвоката. Итого суд обязал банк выплатить почти 140 000 рублей.

— И что, подобные процессы всегда заканчиваются так хорошо?

Я помню, в 2012 году я читала про результат одного процесса, где-то в Европейской части России: было установлено, что человек не выезжал в Аргентину, находился в больнице, но у него в этой стране сняли деньги. При этом суд отказал ему в удовлетворении иска. Банки будут любыми путями пытаться не платить, выкручиваться, находить в вашей ситуации слабые места, давить на это в суде. Так что ваша задача: слабых мест не оставлять. Всегда нужно обеспечивать себя доказательствами.

Фото: из личного архива Елены Яковлевой, google.images.

Фото: null.
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp