Аэропорт мечты: как за 14 лет изменится воздушная гавань в Кемерове

В конце марта холдинг «Новапорт» приобрёл контрольный пакет акций кемеровского аэропорта имени Алексея Леонова. Буквально за пару месяцев был оперативно составлен план развития воздушной гавани, который учредитель «Новапорта» Роман Троценко 31 мая представил на коллегии администрации региона. По итогам совещания Сибдепо составил перечень грядущих изменений.

Пассажиропоток

«На сегодня он чрезвычайно мал», — считает Роман Троценко. 2015-й был годом спада по понятным причинам. Это санкции, снижение деловой активности».

По словам заместителя губернатора области по промышленности, транспорту и предпринимательству Екатерины Кутылкиной, по итогам 2015 года (сравнительно с 2014-м годом) авиавылеты сократились на 22%, а пассажиропоток – на 25%. А за первый квартал 2016 года количество вылетов сократилось еще на 13%. Кутылкина отметила, что такой статистике способствовало и закрытие ряда авианаправлений, таких как Турция и Египет. Следующие цифры ещё печальней: в 2014 году аэропорт Кемерова заработал 4 млн рублей, а 2015 закончил с 15-миллионном убытком.

В планах новых собственников по итогам текущего года получить пассажиропоток, равный 258 тысячам человек на внутренних авиалиниях и 74 тысячам человек на внешних. Троценко при этом честно признал, что 2016 год станет худшим по показателям за пять лет работы аэропорта.

Учредитель «Новопорта» поделил планы по наращиванию пассажиропотока на две фазы. До 2020 года нынешний показатель должен быть удвоен, до 2030 года – утроен (достигнет значения в 900 тысяч человек).

«Аэропорт-миллионник – новое качество аэропортов», — резюмировал Троценко.

Учредитель ООО "Новапорт" Роман Троценко
Учредитель ООО «Новапорт» Роман Троценко

Новые направления

По международным направлениям нужно уйти от чартерных перевозок и наладить регулярное авиасообщение, уверен Троценко. Он приводит данные о низком коэффициенте авиационной подвижности (сколько раз в год житель Кузбасса пользуется воздушным транспортом).

«Либо мы имеем дело с какой-то аномалией, и кемеровчане не любят перемещаться, что вряд ли. Либо просто не оптимально расположены маршруты и жителям приходится перемещаться в другие аэропорты», — говорит собственник кемеровской воздушной гавани.

В планах «Новапорта» — увеличить количество частот с одного рейса в неделю до двух-трёх по разным направлениям. Троценко выступает и за увеличение числа рейсов в Москву. По его мнению, необходим хотя бы один вечерний самолёт до столицы. Также ранее компания, которой принадлежит контрольный пакет акций кемеровского аэропорта, заявляла об открытии 10 новых направлений. Среди них есть курортные Сочи и Симферополь, а также Бишкек и Душанбе. Последние два, по словам Троценко, связаны «с активностью диаспор».

«Будет увеличено количество полётов в Банкок, Вьетнам, Пхукет», — уточнил Роман Троценко.

Владельцы аэропорта надеются, что через пару лет вновь станут открытыми для авиаперевозок из России популярные среди наших туристов Египет и Турция. В мае, напомним, были возобновлены чартерные рейсы из Кемерова в Тунис.

Межрегиональные перевозки

Учредитель холдинга «Новапорт» активно выступает за развитие сообщения между Кузбассом и его географическими соседями.

«Можно запускать маршруты, которые едут как автобусы, то есть туда-обратно. «Новапорт» сам не осуществляет региональных рейсов, поэтому нужно создать условия. Начнём переговоры с авиакомпаниями, заинтересованными в налаживании таких полётов», — сказал Роман Троценко.

Учредитель компании, владеющей 11 аэропортами, напомнил, что именно «Новапорт» некогда выступил инициатором субсидирования авиаперевозок из федеральных и региональных бюджетов. По мнению Троценко, рейсы из Кемерова до Новосибирска и Красноярска могут получить 100-процентное финансирование от федералов. Перевозки до Иркутска и Екатеринбурга также имеют право получить федеральные деньги, но уже при условии выделения регионального софинансирования.

IMG_2006_1

В 2016-м Кемерово уже не успел заявиться как получатель субсидии по целевой программе, однако есть возможность реализовать задуманное в следующем году. При бюджетном финансировании в организацию межрегиональных перевозок останется вложить 114 миллионов. Осуществлять перевозки по Сибири или на Урал можно будет на 50-местных воздушных суднах. Под эти нужды запланировано создание унифицированного авиационного парка из 12 машин, добавил Троценко.

Билеты подешевле

«Станет дёшево летать, когда рейсов станет больше, и воздушные суда будут большего размера, потому что стоимость пассажирокилометра в этом случае уменьшается, — пояснил Троценко. — Мы ожидаем, что существенных ставок за авиационные билеты можно будет ожидать года через 1,5 – 2 года. Стоимость аэропортного обслуживания в авиационном билете очень незначительная (порядка 6-7%), тут важна инфраструктура аэропорта. Частота рейсов маленькая, cообщения нерегулярные, рейсы неудобные, в конце концов, стоимость авиабилета возрастает. Эту проблему нужно начинать решать не с жалоб на авиакомпании, нужно развивать региональное сообщение, инфраструктуру». 

Инфраструктура

Международный терминал аэропорта им. А.А Леонова не требует капитальной реконструкции, считают в «Новапорте». Его площадь составляет 4153 кв.м, а пропускная способность – 200 пассажиров в час.

«Терминал пустой. Строительство нового не требуется», — сказал Троценко. – Хуже терминал внутренний. Его площадь составляет 6184 кв.м, пропускная способность – 300 пассажиров в час. Необходимо замена оборудования, новое строительство с существенным расширением площадей».

Новые собственники предлагают разделить капитальную реконструкцию воздушной гавани областной столицы на этапы. В 2017-2018 гг. будет закончено проектирование, приведут в порядок коммуникации и привокзальную площадь. Основные строительные работы придутся на период с 2019 по 2021 гг.

«Необходимо объединение терминалов, чтобы можно было переходить из одного в другой. Также сделаем три телескопических трапа, чтобы пассажиры с детьми зимой не ездили до трапа на автобусе», — анонсировал Роман Троценко.

Но в первую очередь (уже в 2016 году) «Новапорт» возьмётся за приведение в порядок территории вокруг аэровокзального комплекса.

«Привокзальная площадь сейчас не соответствует федеральным нормам безопасности. Нужно оборудовать парковку долговременного хранения автомобилей, подъездные кольца, установить камеры наблюдения и мачты освещения, — прокомментировал учредитель компании. – В плане изначально стояла сумма в 10 млн рублей, но в этом году на эти цели бюджет составит 100 млн рублей».

GHhprTiaBzY

К 2020 году собственники кемеровского аэропорта планируют также в 2,5 раза расширить перрон. Будет организовано 27 мест стоянок воздушного транспорта, что позволит проводить три авиаоперации в час.

Деньги

Общий объём инвестиций предварительно составляет 1,5 млрд рублей. Рассчитывает «Новапорт» на получение денег из федерального бюджета (1,7 млрд рублей). На финансирование от государства могут рассчитывать те аэропорты, которые сумеют вовремя подготовить документацию, обнадёжил Троценко.

Около 30 млн рублей придётся потратить на перевод международного терминала в собственность Кемеровской области (сейчас он вместе со взлётно-посадочной полосой принадлежит федералам). В ближайшее же время необходимо разобраться с вопросом арендных платежей за инфраструктуру аэропорта, которая находится в федеральной собственности. Сейчас они составляют 17,7 млн рублей ежегодно. А это в три раза больше, чем положено по нормативам, говорит учредитель аэропортной сети.

«До 2019 года нужно привлечь 120 млн рублей федеральных средств. До 2020 года – 1,58 млрд рублей, с целью осуществления улучшений по перрону и взлётно-посадочной полосе», — сказал Роман Троценко.

Троценко резюмировал, что задача всех мер, прописанных на ближайшие 14 лет, развить аэропортовую зону, создав тем самым инвестиционную привлекательность Кузбасса как региона центральной части России.

ООО «Новапорт» — компания, специализирующаяся на реализации комплексных программ развития аэропортов. Входит в группу компаний AEON Corporation. С 2007 года компания успешно реализует проекты строительства и реконструкции объектов аэропортовой инфраструктуры. Первым активом будущей сети «Новапорт» стал 38%-ый пакет акций ОАО «Аэропорт Толмачево» (Новосибирск). В марте 2016 года компания приобрела у ХК «СДС» контрольный пакета акций кемеровского аэропорта имени Алексея Леонова.

Текст: Анна Печенегова.
Фото: Сибдепо; google.images.

Комментарии

Рекомендуем