×

Альфа: рецензия на фильм

Сколько же уже было сказано, показано и снято о дружбе человека и дикого зверя. Но «Альфа» смог приятно удивить и даже местами заставить пустить слезу. Не без недостатков, конечно, но…. Обо всём подробно в рецензии на Сибдепо.

«На первый взгляд создателей фильма «Альфа» трудно заподозрить в чем-то плохом или гнусном. Да, они взяли в основу своей картины один из самых простых сюжетов, но к его воплощению на экране они подошли со всей ответственностью и старательностью»

«Котонавты»

Сюжет

Общий смысл фильма можно понять уже из трейлера, даже больше – можно увидеть несколько ключевых моментов картины режиссёра Альберта Хьюза. Действие происходит 20 000 лет назад в Европе. Собственно, достаточно поверхностное знакомство с племенем, о котором идёт речь на протяжении всего фильма, их традициями (были показаны всего несколько). Главные герои – вождь и его сын. Ну и что знает любой современный человек о том времени? Ставим на то, что большинство вспомнят, что тогда суровые ребята любили (и были вынуждены) охотиться на диких зверей.

Одна из ключевых сцен, как и следовало ожидать, посвящена охоте на огромных животных, в данном случае — бизонов. Куда вождь народов взял своего молодого сына Кеда, чтобы он привыкал заботиться о «своих» людях. Видимо, он только начинал готовить его для передачи «престола». Кстати, отметим, что во время съёмок картины были убиты четыре бизона. Это было сделано, конечно, не так варварски, как показано в фильме, животных убили гуманно. Это сделал специально обученный персонал компании Longview Beef Jerky. А вот зачем – версии расходятся: от милосердной «последней помощи» до банального желания вкусить свежатинки. В любом случае, «зелёные» не простят.

Большая часть фильма – «роуд-муви» каменного века с Кеда в главной (и единственной роли) и его общению с волком-спутником. Трагическое знакомство, далёкое от взаимной симпатии, взаимная зависимость в диких условиях, перерастающая прямо-таки в симбиоз, крепкая межвидовая дружба… Знаете, некий Жозеф-Анри Рони-старший мог бы предъявить серьёзные претензии к режиссёру Альберу Хьюзу, скопировавшему эпизоды его книг. Но мсье, написавший «Борьбу за огонь» и «Пещерного льва», уже 80 лет как отбыл в страну вечной охоты, так что ни у кого претензий нет.

Так вот, как только мальчик с волком наконец приходят к взаимопониманию, начинается самый драйв и экшн. Это действительно красиво и увлекательно. О реалистичности даже не задумываешься (да и кому она нужна, эта реалистичность, в фильме про каменный век?) Только ради этих сцен стоит побывать в кино.

Несмотря на достаточно поверхностное знакомство со всеми героями фильма, со всеми аспектами жизни племени, у фильма есть своя непередаваемая атмосфера. По нашему мнению, Альберт Хьюз сумел-таки полностью погрузить зрителя в свой «киношный» мир. Одним из факторов, которые повлияли на восприятие, стал язык, на котором общались герои фильма. Они говорят не на традиционном английском, а на кроманьонском диалекте.

Одно из главных достоинств картины – виды природы. Такой первобытной, потрясающей своей масштабностью и красотой, и в то же время заставляющей испытывать страх. Кто знает, что за существо сейчас вылезет из-под того холма, или вылетит из пещеры (а ведь вылазят и ещё как!). Просто космические таймлапсы и кадры с высоты птичьего полёта ненароком заставляют нижнюю челюсть отвиснуть на несколько минут. Всё это в полной мере позволяет ощутить дух того времени. Вероятно, создателям фильма помогла и сама площадка, на которой проходили съемки: канадская провинция Альберта, в частности территория провинциального парка Дайносор, где были найдены останки более чем 500 динозавров.

 

«Проблема вовсе не в актерском составе, они работу выполняют без нареканий. Проблема именно, повторюсь, в сюжете. Под этим также стоит понимать и все диалоги фильма»

Plugged In

Герои

В титрах значится большой список имён, но по факту на экране их всего три: главный герой – мальчик Кеда, его отец и волк Альфа. Что касается отца – вождя племени, и сына, смело можно сказать, что они со своей задачей справились, по крайней мере, на наш взгляд. На экране мы увидели крепкую привязанность строгого, но любящего своего сына, вождя большого племени. Его играет Йоуханнес Хёйкьюр Йоуханнессон (слабо выговорить без запинки, а?), в мимике и глазах которого действительно отражается то, что должен видеть зритель в драматической сцене. Будь то наставление или боль утраты.

Кеда – молодой парень, сын вождя, который ещё не совсем окреп духом и, что уж греха таить, привык, что сильный отец всегда рядом. Сцены с его скитанием напомнили нам мини-версию «Выжившего» с Леонардо Ди Каприо. Но это не значит, что Кеда – пародия на Хью Гласса. Если в фильме Алехандро Гонсалеса Иньярриту мы видим зрелого, мощного героя, который ради своей цели сумел остаться в живых, то в «Альфе» режиссёр Альберт Хьюз показывает как раз-таки становление героя, перевоплощение мальчика в мужчину, сверхэкстремальный обряд инициации. Кеда действительно вызывает сочувствие, иной раз возникало желание подбежать и накинуть на него лежащую рядом куртку. Или разбудить, чтобы он не остался умирать на снегу. Мы поверили его эмоциям: страху, безысходности, жалости, любви к дикому зверю.

Что касается зверя, то он, конечно, прекрасен. Но главный наш респект не чехословацкому влчаку (помесь немецкой овчарки и волка), а дрессировщикам. Влчак сыграл на уровне знаменитого гризли Барта («Легенды осени», «На грани»).

«По сюжету картины наступает момент, когда знакомая каждому поговорка «Собака – лучший друг человека» впервые появляется на свет. Собак как вида еще не существовало – предполагается, что они произошли от волков. Именно эту занимательную и удивительную теорию показывает фильм «Альфа». Два вида объединяются, чтобы стать сильнее. Разве уже звучит не занимательно?»

Plugged In

Вывод 

«Альфа» — фильм для тех, кто сможет и захочет прочитать между строк каждую сцену. Да, если вы жаждете увидеть только экшен, например, много боёв между доисторическими животными, – эта картина вряд ли понравится или станет для вас той самой, о которой обычно говорят «на один раз». В «Альфе» есть очень трогательные сцены, фразы, которые наверняка мы уже слышали в каком-то другом фильме, но они действительно заставляют задуматься.

А что уж говорить, если некоторые сидящие в зрительном зале тихо вытирали неожиданно накатившиеся слёзы. В конце концов, любой фильм направлен на то, чтобы вызвать какую-то эмоцию у зрителя: будь то ненависть, страх или жалость. Конечно, мы не отрицаем, что сюжет достаточно скромный: мы толком не узнали племя, в котором рос Кеда, по сути не запомнили ни одного героя, кроме трёх вышеназванных, не увидели разнообразия доисторической фауны (где, спрашивается, пещерные львы, серые медведи и олени гиганты?).

Зато фильм действительно трогает за душу и ещё раз показывает, насколько может быть крепка дружба между волком (а в дальнейшем собакой) и человеком. Посмотреть его, хотя бы один раз, стоит каждому. И, по нашему мнению, на каждого он подействует совершенно по-разному. Добрая история, как дикое животное, которое спустя много тысяч лет станет лучшим другом человека, впервые вошло в дом. Но не думайте, что из этой рецензии можно понять, каким будет финал – он вас очень удивит.

Текст: Карина Миллер.
Фото: kinopoisk.ru
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp