Бизнес с плохой репутацией: проблема или путь к развитию?
Открыть свой бизнес и не работать "на дядю" сегодня мечтает, наверное, каждый третий. Истории успеха молодых предпринимателей вдохновляют и вызывают щемящее чувство зависти. Правда, немногие понимают, что обратная сторона медали часто бывает единственной стороной, если не подходить к делу с умом не просчитывать все риски. Основатель сети предприятий "Гриль №1" Станислав Сергеев и его партнёр в Кемерове Александр Кулабухов в интервью с корреспондентом Сибдепо поделились секретами ведения успешного бизнеса, а также рассказали о возможных трудностях в привлекательной сфере частного предпринимательства.
" Наш первый бизнес стоил 50 тысяч рублей"
Мы начали свой пусть 8 лет назад в Барнауле. Первое заведение запустили с бюджетом в 70 тысяч рублей (при этом 20 у нас еще и осталось), и довольно успешно работали. Сегодня, конечно, открыть ресторан за такие деньги невозможно. Нынешний рынок требует постоянных вложений, другого подхода к бизнесу. Правда, требование к продукту не меняется.

Год назад у нас появился партнер в Новокузнецке, который предложил нам открыться по франдчайзингу. Было много сомнений, но мы приняли предложение и решили развиваться в этом направлении. После Новокузнецка был Новосибирск, затем Рубцовск и Кемерово. Сейчас готовимся к открытию в Междуреченске.
"Прежний собственник думал, что мы подстроили отравления"
Когда мы анализировали рынок в Кемерове, то решили, что ускорим заход на него покупкой конкурента. С одной стороны, нам это помогло, а с другой...На этапе переговоров у прежних собственников случились инциденты с пищевыми отравлениями (ранее в Сибдепо была опубликована новость о закрытии кафе "Грильная",— прим. Сибдепо). Прежние владельцы думали, что мы специально подстроили эти случаи, чтобы снизить цену наших договоренностей. Нашей причастности к этому ни в коем случае нет.

Когда случились эти тяжело поправимые вещи, мы все равно не отказались от идеи покупки. На решение всех проблем ушло много времени. Сейчас в подкорке у потребителей мнение о том, что мы просто сделали ребрендинг, дабы сгладить те проблемы, которые были до этого. Но Гриль№1 – новое заведение. От прежних собственников нам осталось только помешение, договоры аренды и плохая репутация.

Как это исправить? Нет, не с помощью хорошей рекламы, хотя она, конечно важна. Мы видим выход только в работе на качество, так как продукт потерял доверие клиентов, которое нам нужно восстановить.
Школа шаурмы
Школа шаурмы-уникальный образовательный проект.
У нас есть франдчайзинговый проект и есть целая команда, которая занимается обучением партнеров. Есть также "Школа шаурмы" – уникальный образовательный проект, помогающий запускать бизнес в общественном питании.

Три дня на своей базе мы обучаем всем тем процессам, которые знаем, передаем наработанный опыт. Стоимость участия 50 тысяч рублей, трехдневный интенсив включает также 2 месяца сопровождения. То есть, необязательно приобретать у нас франшизу, мы обучаем даже конкурентов. В дальнейшем ученики могут стать нашими партнерами или развиваться сами, полученного у нас опыта им будет достаточно.

Сейчас мы запланировали сделать первую в России онлайн-школу шаурмы. Раньше все секретничали об этом бизнесе: насколько интересный, насколько прибыльный, но никто не делился. Мы наоборот захотели передать свой опыт, стать более открытыми за символические суммы.
" Самый большой враг в нашей сфере - человеческий фактор"
В сфере общественного питания важно минимизировать человеческий фактор, ведь иногда это играет решающую роль. Весь цикл предприятия мы разделили на этапы, на данный момент на кухне у нас происходит только финиширование, доготовка. Этим мы можем контролировать качество продукта. Все составляющие: соус, мясо, тесто, даже упаковка поступают к нам от федеральных проверенных поставщиков.

На вок мы используем полуфабрикаты только элитного качества: грудинка у курицы, вырезка свинины, мраморная говядина. Мясо для шаурмы нам приходит уже маринованное и обработанное, с заводом-поставщиком работаем уже много лет. Не каждый ресторан может позволить себе работать на таком сырье, но мы ориентируемся на большой оборот по продажам, поэтому можем предложить хороший продукт по низкой стоимости.

"Нашего потребителя интересует качественный продукт"
Единственный способ развития успешного бизнеса - работа на качество. Нашего потребителя должен интересовать, хороший продукт, упаковка, удобный зал, быстрая доставка, комфортный сервис, инетересный дизайн. Кстати, когда разрабатывался дизайнерский проект, для нас было важным отойти от устоявшихся стереотипов, ведь как правило предприятия быстрого питания оформлены в красном цвете. Без упора на качество нет смысла работать и строить большие планы.

Когда мы попадаем в заведение, то сразу понимаем, где они не дорабатывают. Многие зациклены на том, как бы заработать побольше денег, при этом не инвестрировать их в качество и потребности потребителя.

Повторность продаж будет с каждым днем увеличиваться, только если давать клиенту качественный продукт.
Мы планируем развивать свою собственную доставку, не работать с агрегаторами, хотя они очень настаивают на этом. После того, как откроемся в разных районах города, а в ближайшее время у нас по плану открытие 5-ти ресторанов в Кемерове, запустим собственную доставку, и будем выполнять её за 59 минут. Клиент должен четко понимать, за сколько он получит свой заказ. Если не укладываемся в указанное время, дарим сертификат на пиццу в качестве извинения. Это стимулирует нас на исправление ошибок.
аурма - категорически недооценена"
Наша первоочередная задача сделать вкусный продукт и быстро его подать. Мы считаем, что шаурма - категорически недооценена. Да, сейчас человек, который сидит за дорогим авто и ест шаурму за 100 рублей никого особо не смущает, предубеждения потихоньку стираются. Но, тем не менее, профессионалов в этой сфере еще не так много.

Чтобы понимать, чего хочет ваша аудитория, нужно не игнорировать обратную связь. Сейчас есть запрос на формат Fust casual, когда тебе помимо качественного недорогого продукта дают удобный зал, обстановку, хорошее место расположения, чистое помещение, красивый дизайн. Мы работаем в этом сегменте и считаем, что у нас его недостаточно. Есть огромное поле для развития.

Многие современные звёзды делают проекты в сфере быстрого питания, например «Шаурму Х@чу» Амирана Сардарова, «Папа Жарит Мясо» Сергея Жукова, кафе с авторской шаурмой «Гурман Шаурман» от Dj Smash и многие другие проекты. Такие "звёздные" заведения тоже определенным образом влияют на спрос, возрастает доверие. Но, конечно, уповать на это не стоит. Клиент всегда чувствует отношение собственника к себе.

5 секретов общепита
Люди будут есть всегда - особенно шаурму
Работа должна приносить удовольствие, даже если ты начальник
Не стоит недооценивать силу визуала: человек зайдёт, если ему понравится вывеска
Люди вернутся, если было: чисто, вкусно, быстро, безопасно
К тебе будут ходить постоянно, если у тебя "всё ровно"

"Ресторатор счастлив 2 раза в жизни"
Ресторанный бизнес находится в стагнации в отличие от фаст фуда, хотя, конечно, эту сферу до сих пор романтизируют. Мы знаем очень много людей, мечтающих о собственном ресторане быстрого питания. Кто-то хочет открыть шаурму, у некоторых мечты более масштабные. Но каждый представляет себе заведение, куда будет приходить весь город, красивые девушки, все будут жать руку собственнику.

Реальность в этом деле очень часто далека от действительности. Из предпринимателей ни у кого нет уверенности в завтрашнем дне, поэтому многие и желают заработать сегодня. Чтобы исправить ситуацию нужен правильных подход не только со стороны предпринимателей, но и государства.

Говорят, ресторатор счастлив 2 раза в жизни: когда открывает ресторан и когда закрывает его. Мы в этой сфере уже 8 лет и счастливы на протяжении всей нашей работы. Иногда, конечно, приходится сталкиваться с серьёзными трудностями, но всё же мы надеемся быть и дальше счастливыми, открывая всё новые и новые заведения.
На правах рекламы.
Фото: Максим Киселёв