Когда кемеровчанка Ярослава Уткина только-только создавала театральную мастерскую, она и представить не могла, что из неё вырастет Центр театрального творчества «Ярус». Он объединит в себе любительский театр с одноимённым названием, тренинги актёрского мастерства, детскую студию «Акцент», уличный театр «Buto Faro» и другие творческие коллективы. Но сегодня будущее театра «Ярус» под вопросом. Причина банальна: нет денег. Зачем городу непрофессиональный театр, что скрывает его закулисье и как можно поддержать актёров – в материале «Сибдепо».
«Плох тот режиссёр, который не мечтает иметь свой собственный театр»
Об открытии театра Ярослава Уткина мечтала с тех самых пор, как окончила факультет режиссуры и актёрского мастерства Кемеровского университета культуры. Было это в 2010 году. Стремление девушки разделяли и однокурсники.
«Мне кажется, все театралы, особенно с режиссёрских курсов, и особенно, если курс дружный, все потом хотят совместно вести творческую деятельность. Мы были не исключением, у нас тоже были мечты и желание сохранить творческую команду после выпуска. А каждый режиссёр задумывается о своём коллективе, о своём маленьком театре. Если перефразировать пословицу про плохого солдата, который не мечтает стать генералом, то получится примерно так: «Плох тот режиссёр, который не мечтает иметь свой собственный театр», — говорит художественный руководитель и режиссёр «Яруса».
Но жизнь внесла свои коррективы – вчерашние выпускники закрутились в делах, заботах о семьях, детях. Словом, совместного творчества не случилось. Сама Ярослава устроилась на работу, вышла замуж. А будучи в декрете, поняла: возвращаться на работу совсем не хочется. Открыть бы собственную театральную студию – вот это другое дело!
Релакс с ароматом кальяна
В 2014 году Ярослава начала свой путь к мечте. Первым шагом стало создание театральной мастерской для взрослого населения города. Позже она сменит статус на театр-студию, получит имя «Ярус» и логотип. Потенциальных актёров худрук «разыскивала» через группу во «ВКонтакте», а на свободные 500 рублей, которые удалось заработать, заказала печать объявлений. Сама же и расклеивала объявления на остановках, прихватив с собой маленького сына в коляске.
Первое запланированное занятие не состоялось – записавшиеся три человека пришли в разное время. Второе оказалось успешнее, а когда в мастерской одновременно собрались восемь человек, это, по словам собеседницы, стало настоящим «чудом». Героиня признаётся: сначала она сомневалась, что взрослые люди готовы приходить и заниматься актёрским мастерством. И если бы кто-то сказал, что Ярослава станет руководителем нескольких коллективов, а театр сдаст 22 спектакля – ни за что бы не поверила.
Тем временем театральная мастерская приобретала популярность у горожан, и «адептов» сцены становилось всё больше. На первых порах начинающие актёры арендовали помещение в релакс-комнате, с которой связано воспоминание, вызывающее улыбку у коллектива. В соседнем зале с релакс-комнатой находилась кальянная, помещения отгораживались друг от друга только шторкой, и во время тренингов на расслабление периодически начинал разноситься аромат кальяна.
«Заниматься в этой атмосфере было достаточно сложно. Сами по себе тренинги актёрского мастерства достаточно специфичны, особенно для взрослых, очень серьёзных людей. Я, например, говорю: «Представьте, что свинцовый шар протекает по вашей правой ноге, перетекает в вашу левую ногу…». А тут ещё запах кальяна — как люди не сбегали оттуда, очень непонятно», — смеётся Ярослава.
После того коллектив пару раз менял «место дислокации», а потом на три сезона поселился в здании библиотеки для детей и юношества на улице Арочной. Именно там были поставлены первые пять спектаклей — три взрослых и два детских.
«Они не могут врать и халтурить на сцене»
Всего в творческой копилке «Яруса» 22 спектакля, 13 из них – в сегодняшнем репертуаре: «Матерь человеческая», «Фанатки», «Двое, трое, четверо», «Жизнь прекрасна», «Жестокий» и другие.
Темы постановок разные, но объединяет их глубина смыслов: семья, взаимоотношения мужчин и женщин, родителей и детей, всепрощающая и безусловная материнская любовь. Летом 2022 в репертуар театра добавились 5 спектаклей об истории города Кемерово: «Вспоминая о Кузбассе», «Легенда о реке Томь», «Слобода ли?», «Томь трехликая» и «Новое время».
Главное отличие «Яруса» от всех других видов театра в том, что на сцену выходят не профессиональные актёры, а любители. Роли играют люди самых разных профессий, статусов и возрастов — те, для кого театральное творчество стало хобби. В этом же и особенное преимущество любительского театра, уверена Ярослава Уткина.
«Когда актёр-любитель выходит на сцену, он не может работать в полноги. Он работает в полную мощь, погружённый в игровой процесс от кончиков ног до кончиков волос. Он не может позволить себе задуматься о том, выключил он утюг или нет. У актёров-любителей может быть не очень хорошо поставлена сценическая речь, они могут быть не такими пластичными, как профессиональные актёры, они могут не до конца владеть интонациями и каким-то эмоциональным спектром, могут немножко стесняться, волноваться, теряться, но однозначно — они не могут врать и халтурить на сцене», — объясняет собеседница.
«Ярус» — единственный любительский театр для взрослых в Кемерове. Но такие театры, считает Ярослава, должны быть в каждом районе города. По словам режиссёра, занятия актёрским мастерством и вообще любым творчеством разгружают психику человека, дают возможность эмоционально отдохнуть после трудового дня, отвлечься от забот, снять стресс. А для зрителя каждый спектакль – это почва для размышлений, толчок к тому, чтобы задуматься, понять, переоценить, осознать.
Театральный коллектив – это здоровая альтернатива досуга для взрослых. В театре свои строгие правила. К примеру, художественный руководитель очень жёстко относится к поцелуям на сцене – здесь могут быть только театральные проявления чувств, не имеющие ничего общего с настоящими.
Любительский театр, в котором играют взрослые люди, не должен становиться причиной проблем в семье — такова принципиальная позиция режиссёра. Жёны и мужья актёров и актрис спокойно отпускают их на репетиции, потому что уверены: ничего непристойного здесь точно не случится.
Ещё один неписаный закон – категорическое «нет» алкоголю. Даже на праздники. Даже в честь открытия или закрытия сезона. Не говоря уже о появлении в нетрезвом виде на сцене.
«Вопрос смерти театра у нас всё время висит»
Сегодня театр «Ярус» оказался на грани закрытия. Первые семь лет он жил на самоокупаемости, но денег всегда не хватало. Финансовый дефицит закрывался тем, что художественный руководитель работала без зарплаты, а главным спонсором, готовым заплатить за аренду или купить декорации, выступал супруг. Когда стало понятно, что одной труппой невозможно окупить содержание целого спектакля, появилась студия актёрского мастерства с коммерческими услугами. Собственно она и стала основной кормилицей театра. Но тут тоже было не всё гладко.
«Большую часть коммерческих тренингов веду я, и если вдруг я болела, то мне приходилось либо поднимать себя за шкирку и тащить, либо мы попадали в убыток, а актёры скидывались, чтобы закрыть финансовый зазор. Несмотря на то, что мы старались маневрировать, это всегда было немножко впроголодь», — рассказывает кемеровчанка.
На тот момент Ярослава Уткина числилась индивидуальным предпринимателем, и ждать помощи было неоткуда. В Фонде поддержки предпринимательства посоветовали «стать эффективной», для руководителя это означало одно: закрыть театр и оставить только студию, которая не требует больших материальных вложений, но при этом приносит прибыль.
«Вопрос смерти театра у нас все время висит, мы каждый сезон и так, и сяк пытаемся сохранить жизнь театру. Изначально студия и возникла для того, чтобы смог жить театр. И если его закрыть, оставив только студию, — это просто неинтересно», — констатирует собеседница.
Масла в огонь подлила пандемия коронавируса, стало невозможно проводить массовые тренинги и показы. Аренду платить было абсолютно нечем. В 2020 году Ярослава Уткина зарегистрировала автономную некоммерческую организацию «Центр театрального творчества», и это дало возможность принять участие в конкурсе президентских грантов. В 2021 году «Ярус» в статусе ИП закрылся, и отправил первую заявку в Фонд президентских грантов. Первый блин оказался не комом: грантовую поддержку «Ярус» получил – так был реализован проект «Творческий выходной для взрослых людей с ограниченными возможностями здоровья». Второй победой «Яруса» стал проект наставничества для творческих лидеров «Территория твоего творчества». А средства третьего гранта пошли на организацию театрального фестиваля KUZBASSING, в рамках которого коллектив поставил пять спектаклей разных жанров.
В декабре нынешнего года последний грант заканчивается, и будущее театра туманно. Денег на его содержание нет, получение нового гранта – тоже не выход. Дело в том, что грантовая поддержка подразумевает реализацию нового проекта, а вот показывать уже поставленные спектакли будет нельзя. Коллективу же важно сохранить имеющийся репертуар.
«Где мы будем репетировать и показывать спектакли, и появится ли у нас вообще такая возможность, — пока это очень болезненный и нерешённый вопрос», — говорит руководитель «Яруса».
500 друзей «Яруса»
Впрочем, Ярослава смотрит на ситуацию с оптимизмом. Не так давно команда запустила проект «500 друзей «Яруса». Суть его в том, чтобы собрать 500 человек, готовых ежемесячно поддерживать театр суммой 100-500 рублей. Этих денег, по подсчётам актёров, хватит, чтобы планировать деятельность театра.
«Есть те, кто, зная о нашей ситуации, неистово ругает администрацию города, говорят, мол, она обязаны вам помочь. Но здесь я могу встать на сторону администрации. Понятно, что у власти наверняка есть ресурсы, с другой стороны, у нас есть свобода – мы не зависим от планов, а наши выступления не привязаны к календарным датам и событиям. Мы можем позволить себе роскошь играть в свободное время, а праздники проводить с семьей. Ведь для труппы театр по-прежнему хобби, а не работа», — отмечает режиссёр.
Ярослава не сомневается: даже если не удастся собрать 500 друзей «Яруса», значит, команда будет искать другие пути спасения. Театр должен жить – однозначно.