Брутальные соревнования:
как в Кемерове прошло автомногоборье
Военный КАМАЗ, привычная маршрутка и УАЗ: профессиональные водители показали своё мастерство на автодроме. В Кемерове прошли соревнования по автомногоборью. Как профессиональные инструкторы и водители «змейку» делали – в материале Сибдепо.
Отправляясь на съемку, мы думали, что нас ждут сцены из фильма «Форсаж»: дрифт, навороченные тачки, пафосные парни и их красивая группа поддержки. Но как только мы прибыли на автодром ДОСААФа, стало понятно: это конкурс совершенно другого уровня и значения. Без пафоса и без наигранности. Настоящие, брутальные мужчины собрались показать друг другу класс. Но «класс» не тот, который обычно друг другу на дорогах общего пользования показывают слишком самоуверенные ребята, дабы заслужить расположение дамы сердца или покичиться перед друзьями на отцовской машине.
Здесь настоящие профессионалы своего дела и важность заключается в том, чтобы ювелирно «откатать» задания. Те, у кого есть права или кто пробовал их получить, знают, что такое сделать «змейку» и параллельную парковку. Знают, что сложно вот так просто взять и с первого раза в гараж заехать. А уж если на тебя стоят и смотрят почти три десятка профессионалов… Увольте, тут и правда рука дрогнуть может.
Автомногоборье
Соревнования по водительскому мастерству– автомногоборью, прошли в Кемерове к юбилею города. Погода будто подыграла участникам: ни дождя, ни сильного ветра, ни снега (что в этом году для нас дело привычное). Под палящим солнцем главный судья соревнования дал старт конкурсу профессионального мастерства.
«Сейчас в городе такое движение интенсивное, координация водителя должна быть на высшем уровне. Он должен понимать, когда лучше остановиться, когда лучше выполнить тот или иной манёвр - мы повышаем уровень вождения автомобиля», - говорит главный судья соревнований Александр Новосёлов.
Семь команд из разных компаний города, в том числе и ДОСААФ, принимали участие в этих соревнованиях. В команде по три человека и каждый из них представляет свою категорию автомобиля. На этот раз на площадке своё мастерстово показывать будут водители на КАМАЗе, ПАЗе и УАЗе.
На этих машинах участники конкурса должны выполнить следующие упражнения: змейка, змейка задним ходом, параллельная парковка, заезд в гараж, круговое движение, круговое движение назад, перемещение кольца и это всё на время. И если названия этих заданий знакомы практически всем, то вряд ли все видели как брутальный водитель КАМАЗа филигранно объезжает стойки, делая змейку. И если легковая машина действительно похожа на пресмыкающееся, в честь которого упражнение названо, то КАМАЗ больше напоминает крокодила, поглощающего одну стойку за другой.
Когда на автодром выехал ПАЗ, мы уже знали чего ждать. Регулярно на дорогах области мы видим, в какую узкую щель может проехать маршрутка, как ловко может вывернуть с остановки, а водитель этого общественного транспорта даже бровью не поведёт в экстренной ситуации. Все те же манёвры и задания выполнили представители семи команд уже на ПАЗе. Как рассказал нам инструктор ДОСААФ, каждое упражнение, которое изучается и выполняется на автодроме, очень сильно помогает на дорогах. Змейка, например, это маневрирование на сложных перекрестках. Следующее задание тоже – ну куда водителю автобуса без параллельной парковки в городе? А круговое движение, по словам Андрея Голузова, показывает, насколько хорошо водитель владеет автомобилем, контролирует его.
«Этот автобус очень манёвренный, управляемость у него хорошая. Очень удачная конструктивная мысль, по моему мнению. Все эти задания, которые мы на автодроме выполняли, конечно, пригождаются на дороге. Каждое упражнение, если понимать, как правильно его выполнить, помагает себя чувствовать на дороге свободно и уверенно», - говорит инструктор ДОСААФ Андрей Голузов.
Следующими на дистанцию вышли водители УАЗ Хантер, которые всё время с особым азартом наблюдали, как неповоротливый КАМАЗ «змейку» делал. Среди всех участников, которые, как говорится, и Крым и Рим прошли на этом автомобиле, заметно выделялся Артём Кузнецов. Как нам рассказали, он самый молодой инструктор в ДОСААФ, ему всего 23 года (а по меркам «акул вождения» этот возраст считается очень маленьким для такой профессии).
«УАЗ Хантер – полноприводный армейский автомобиль, с хорошей динамикой управления. Мы учим не просто выполнять все эти задания на автодроме, мы учим применять эти навыки на всех дорогах. УАЗ автомобиль такой, что ездит не только по асфальту. На этих машинах в большинстве своём ездят по просёлочным дорогам, бездорожью, лесу и мы учим справляться со всеми трудностями такой езды», - рассказывает инструктор ДОСААФ Артём Кузнецов.
Школа вождения ДОСААФ
Не хотим задеть ничьи профессиональные чувства, но во время соревнований было заметно, что участники явно побаиваются команды ДОСААФ. Во-первых, в прошлом году они забрали кубок победителя, во-вторых, автодром-то их и им проще адаптироваться, ну, а в-третьих, инструкторы этой автошколы уже очень давно себя зарекомендовали в профессиональном мире.
ДОСААФ есть в 13 городах Кузбасса. Самый широкий спектр профессий, конечно, в Кемерове. Но, тем не менее, независимо от города, количества студентов, ко всем инструкторам автошкола предъявляет строгие требования.
«Никогда не поздно учиться. Если мы видим, что кто-то лучше водит, у кто-то лучше получается, то будем стремиться стать лучше, развиваться, расти. Я думаю, что вот когда человек решил, что он всё знает, то вот именно на этом он и зашёл в тупик», - говорит Сергей Бондаренко.
Именно поэтому раз в месяц все инструкторы автошколы сдают внутренний экзамен. А как рассказал заместитель начальника по организационной и военно-патриотической работе ПОУ « Кемеровская объединенная техническая школа» РО ДОСААФ России КО, Сергей Гуриков, некоторые инструкторы и вовсе имеют награду, медаль имени « Трижды героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина».
«Нам важно не просто «отучить». Мы не выпустим человека из школы, пока он сам не встанет и не скажет, что он готов. В школе он может сделать 1000 ошибок, но выпустится уже профессионалом. Дорога ошибок не прощает», - говорит Сергей Гуриков.
По его словам, получить оценку «просто так» в ДОСААФ вообще не возможно. От слова совсем. Потому как инструкторы понимают, что несут ответственность не только за своего ученика, но и за всех участников дорожного движения.
«У нас, как бы то ни было, атмосфера военная. Есть правила и их нужно строго соблюдать, никак иначе. Наша цель - подготовить отличного водителя», - добавил наш собеседник.
Поэтому и слова «индивидуальный подход» в автошколе не для красного словца. Здесь между теорией и практикой нет пропасти длиной в месяц и больше, как в некоторых автошколах города. Первые две-три недели преподаватель изучает учеников: их характер, скорость усвояемости материала, желания и цели.
«Исходя из наших наблюдений, мы подбираем ученику инструктора. Нам важно, чтобы у них были дружеские отношения, чтобы они полностью друг другу подошли по характеру и другим параметрам. Это очень важно для качественного обучения», - рассказывает Сергей Гуриков.
Помимо стандартной программы обучения, инструкторы готовят своих учеников «к жизни» на дороге. Именно поэтому в часах заложено обучение экстремальному вождению. На автодроме до мелочей воссоздаётся экстренная ситуация и новоиспечённый водитель, в паре с инструктором, должен без потерь из этой ситуации выбраться.
«Из-под впереди идущего авто отскочил камень, гололёд, из КАМАЗа что-то выпало – все эти ситуации, которые часто встречаются на дорогах, мы симулируем и отрабатываем. Ученики знают, куда повернуть руль, какой манёвр совершить, чтобы все остались целы и невредины», - рассказывает заместитель начальника ПОУ «КОТШ» РО ДОСААФ России КО по организационной, и военно-патриотической работе.
А вот автодром ДОСААФ – это вообще отдельная и очень занятная история. Если для водителей категорий «В» всё сделано по классике, то тем, кто хочет в дальнейшем водить КАМАЗ, повезло намного больше. Осознавая то момент, что дороги у нас в стране не идеальные, да и КАМАЗ частенько не по асфальтированной поверхности катается, автодром в ДОСААФ сделали «натуральный». Все кочки, колдобины, ямы, горки, резкие скаты, огромные лужи – всё это создано на автодроме вручную. Натуральный природный ландшафт сразу готовит не просто водителя, а водителя, который практически на 100% готов ко всем неожиданностям наших дорог.
«К сожалению, некоторые упражнения были исключены из программы подготовки. Но мы, помимо обязательных элементов, обучаем и езде по «натуральным» дорогам. Дорога разбита и мы её специально не ремонтируем, на ней мы отрабатываем навыки вождения. Мы ведь готовим в частности военных водителей, а им придётся ездить не по асфальту», - рассказывает Сергей Бондаренко.
История ДОСААФ
В этом году ДОСААФ исполняется 91 год. Автошколе почти полвека – 49 лет. Да и большинство кемеровчан знают, что это не просто организация. ДОСААФ – одна большая история. В начале своего пути здесь готовили механиков-водителей танков и мотоциклистов-разведчиков. Для этих целей в школе был деревянный макет танка Т-34 и два действующих танка Т-34. На одном из них курсанты обучались вождению на танкодроме. Мотоциклисты-разведчики готовились на армейских мотоциклах с коляской МВ-750.
Здание, которое сейчас стоит на Кузнецком, 83, было построено в 1968 году. И тогда весь первый этаж был выделен для обучения теории.
Новый этап в жизни школы начался в 1974 году. Подготовка механиков-водителей танков и мотоциклистов-разведчиков со школы была снята. Теперь актуальными стали водители автокранов. И уже через год школа выпустила первых автокрановщиков.
В 90-хх популярность получают автомобили УРАЛ-4320, КамАЗ-4310 и ЗИЛ-131.
В учебных организациях ДОСААФ России получили специальность более 500000 человек и 150000 юношей Кузбасса получили профессию военного водителя, механика-водителя, электромеханика, специалиста электротехнических средств заграждения и сигнализации, радиотелеграфиста, парашютиста и достойно выполнили свой долг в рядах Вооруженных Сил. Это конкретный вклад оборонной организации Кузбасса в победу и укрепление обороноспособности страны.
И если раньше организация занималась только подготовкой военных кадров, то сегодня каждый желающий может стать частью истории ДОСААФ.
Текст: Карина Миллер.
Фото: Сибдепо.
info@sibdepo.ru
© 2018