Будущее сейчас
как прошла презентация беспилотного «КамАЗа» и демонстрация сети 5G
Какие инновации стоит ожидать в горном деле в ближайшем будущем, как новый стандарт связи облегчит добычу угля, а также стоит ли рабочим опасаться, что на их место придут роботы? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашем репортаже.
Четвертая промышленная революция подкралась незаметно: сегодня в горное дело активно внедряются технологии которые, на первый взгляд, совсем для этой отрасли не предназначены. Однако 21 декабря «МегаФон» и «СДС-Уголь» заключили соглашение о цифровизации угольных предприятий, что открывает недостижимые ранее горизонты. Так какие инновации ждут горное дело? Сейчас расскажем.
Про цифровизацию
Для начала нужно отметить, что два предприятия сотрудничают уже достаточно долго – компания СДС крупнейший корпоративный клиент оператора «МегаФон», мобильной связью которого пользуются почти 35 000 сотрудников холдинга. В рамках стратегии цифровизации угольной экономики Кузбасса, «МегаФон» оказывает услуги связи на ключевых предприятиях холдинга «СДС-Уголь»: разрезе «Черниговец», шахтоуправлении «Майское» и добывающей компании «Салек». В цифровой век, надёжная связь просто необходима для работы специалистов и промышленной техники.
Сама презентация вместе с церемонией подписания прошли на шахте «Листвяжная», перед взором первых лиц региона и обеих компаний, а также перед журналистами, предстала базовая станция 5G. Презентацию возможностей сети нового поколения провели сотрудники «МегаФона», в то время как беспилотник презентовали специалисты «КамАЗа».
«Автомобиль работает полностью в беспилотном режиме, за ориентирование в пространстве отвечает множество датчиков. Радары, камеры и лидарное зрение дают круговой обзор, грузовик детектирует, распознает объекты и без труда передвигается по маршруту. Все датчики взаимозаменяемые, и если одна камера вышла из строя, то её заменит другая», – объясняет принцип действия «КамАЗа» руководитель группы по разработке автономных автомобилей Ильнас Юнусов.
Тем не менее, для того, чтобы беспилотник сдвинулся с места, одного только инженерного гения недостаточно. Для его бесперебойной работы необходимо высокоскоростное беспроводное соединение. На предприятиях холдинга «СДС-Уголь» есть более 2 тысяч единиц горно-добывающего оборудования, связь, а соответственно и работу, которых обеспечивает «МегаФон». Говорить о 5G для потребителей пока еще объективно рано. Во-первых, государство ещё не выделило частоты под стандарт 5G, во-вторых, технологии поддерживающие новый стандарт сети развиваются эволюционно – у большинства смартфонов и флагмонов сейчас такая возможность не предусмотрена. Поэтому эксперты считают, что по-настоящему массовым сеть 5G станет только к 2023-25 году.
Однако уже сейчас можно говорить об интернете на скорости 500 мбайт в секунду «по воздуху» для нужд промышленных предприятий. Благодаря высокоскоростной сети у предприятия есть возможность отслеживать местоположение беспилотников, их скорость, уровень топлива в баке, нагрузку кузова на шасси, температуру и видеофиксацию событий в целом. В совокупности всё это позволяет сократить расходы топлива на 15-20%.

Сейчас беспилотный КАМАЗ работает в сети предыдущего поколения, однако в качестве наглядной демонстрации прямо с плато на шахте «Листвяжная» был совершён первый за Уралом видеозвонок в сети 5G. Для тестирования сети компания Huawei специально предоставила свой смартфон Mate X (тот самый, который складной) с поддержкой 5G. Отклик сети мгновенный – до одной миллисекунды, что недостижимо для используемых ныне стандартов 2-4G. Высокоскоростной интернет без каких либо проблем связал замгубернатора Андрея Панова и генерального директора «МегаФона» Геворка Вермишяна.

«Запуск беспилотного грузовика – пример того, как современные технологии могут использоваться в промышленности. Именно бизнес будет основным пользователем 5G – нового стандарта связи, который сейчас активно внедряет весь мир. Благодаря 5G, можно будет автоматизировать те участки производства, которые представляют потенциальную опасность для сотрудников», – рассказал Геворк Вермишян.
Андрей Панов, в свою очередь, поблагодарил генерального директора за вклад в развитие промышленности региона, её цифровизации, а также предложил ему провести Новый год в Кузбассе. Геворк Вермишян ответил, что однажды это обязательно произойдёт.
Про беспилотник
«Мозг» автомобиля – это на самом деле нейросеть, именно она непрерывно обрабатывает данные с датчиков и отвечает на каждое препятствие в соответствии с заранее прописанным алгоритмом.

Сначала специалисты прокладывают «на бумаге» всевозможные маршруты, отмечают пути, по которым грузовик может двигаться. Затем автомобиль проезжает маршрут вместе с водителем, записывает все препятствия, после чего начинает работать в автономном режиме. Но это не значит, что КАМАЗ работает «на рельсах». За обработку данных с датчиков отвечает его «мозг» – специальная нейросеть, которая подстраивается под изменчивые условия. Правда сначала эти условия необходимо задать. Тренировка нейросети происходит на датасетах, компьютеру объясняют, что это человек, это автомобиль, а это дорожный знак. Для каждого из объектов прописаны свои алгоритмы: остановиться, объехать, снизить скорость и так далее. Таким образом, хоть маршрут КАМАЗ знает вдоль и поперёк, если на его пути появится незапланированное препятствие, то автомобиль поймёт как на него реагировать.

Для управления КАМАЗом есть операторский и диспетчерский пункт. Первый представляет собой планшет, который отображает всевозможные данные о машине и текущий маршрут. Через планшет оператор дает команду ехать в зону разгрузки, вернуться на «базу», избегать определенного пути и так далее. Принцип работы здесь во многом схож с принципом обычного навигатора: компьютер знает где ему положено ехать и сам просчитывает оптимальный маршрут. В то время как отслеживать ситуацию в реальном времени можно из диспетчерского пункта, где на мониторы выводятся изображения со множества камер.
«Это первый шаг, который будет реализован на базе «СДС», цифровизация будет масштабирована на весь Кузбасс, а в дальнейшем и на всю Россию. Переход на безлюдную угледобычу, там, где это возможно, понижает травматизм и себестоимость продукта, а автоматический расчёт маршрута минимизирует расход топлива», – рассказал о будущем технологии замгубернатора Кузбасса по промышленности, транспорту и экологии Андрей Панов.
Замгубернатора также отметил, что введение робототехники не сокращает количество рабочих мест, а создает новые, более технологичные и современные.

Несмотря на то, что непосредственно во время движения кабина грузовика пустует, обслуживать беспилотники должны как минимум трое человек: один оператор и два технических специалиста. Сейчас этим занимаются специалисты завода «КамАЗ», но в дальнейшем производитель планирует обучить работников шахты.
В самом начале мы не зря затронули тему IV промышленной революции. Многие профессии сейчас действительно отходят на второй план, но на их место приходят другие – наукоёмкие. Так что волноваться, что людей заменят роботами не стоит. Но без надёжного высокоскоростного соединения новые технологии угледобычи так и останутся невостребованными. Однако благодаря совместной работе учёных, угледобывающих предприятий и операторов связи будущее в Кузбассе может наступит уже сегодня.
Партнёрский материал.
Фото: Максим Киселёв
info@sibdepo.ru
© 2019