×

Буллинг в школе: как кузбасским родителям защитить своего ребенка

В Госдуме обсуждают новый законопроект о профилактике так называемого буллинга (травле): в нем предлагают закрепить понятие травли и сформировать основу для дальнейшего составления государственной программы и единого стандарта профилактики. Речь идет также о разработке мер по психологическому восстановлению и социализации после случая травли.

Профилактика буллинга в школах должна стать обязательной частью воспитательного процесса, указали авторы. Законопроектом устанавливается обязанность включать мероприятия по обучению мерам эффективного реагирования на травлю в образовательную программу: «На данный момент отсутствуют правовые нормы, позволяющие предупреждать, пресекать и профилактировать случаи травли в образовательных организациях», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Как всё это будет выглядеть на практике – покажет время. А пока можно уповать только на неравнодушных учителей и немногочисленных школьных психологов, которые включаются в решение проблем детской травли  в своих образовательных учреждениях.

По данным Министерства образования Кузбасса, в 2022/2023 учебном году в школах области обучается более 320 тысяч детей. Как минимум треть из них, говорят специалисты, подвергаются той или иной травле со стороны сверстников.

Недавний случай в школе Топкинского округа прогремел, пожалуй, даже за пределами Кузбасса: в начале октября в соцсети выложили видео из Усть-Сосновкой школы, на котором один мальчик жестоко избивает другого, вплоть до того, что прыгает ему на голову. ЧП получило широкий резонанс, и директор школы была уволена. Однако назвать этот случай вопиющим уже не получится, потому что похожие видео и фото с издевательствами одних подростков над другими довольно часто появляются в сети. Не так давно редакция Сибдепо писала еще об одном подростке-агрессоре, вымогавшем у школьника телефон, угрожая избиением.

На эту непростую, но актуальную тему мы поговорили с Зоей Грибановой, педагогом-психологом муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования  «Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр» Кемеровского муниципального округа.

Жертвой может стать любой ребенок

 «Прежде всего, назовем признаки буллинга: это агрессивное и негативное поведение, которое осуществляется регулярно; происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью; это поведение является умышленным, наблюдается неадекватно высокая чувствительность жертвы.

Буллинг может быть прямым и косвенным (скрытым). Прямая травля происходит, в основном, в младшей школе, а косвенная наиболее распространена в средней и старшей школе. В первом случае это больше физическая агрессия: толкание, пихание, пинки и удары – может также приобретать форму жестокого физического насилия. В крайних случаях может применяться оружие, например, ножи. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек.

Вербальная (словесная) агрессия: в этом случае оружием служит голос. Может существовать в форме обидного имени (клички), с которым постоянно обращаются к одному человеку, тем самым раня, оскорбляя и унижая его; угрозы и неуважительные комментарии о внешнем виде, религии, этнической принадлежности, инвалидности и т.д. Этот вид буллинга зачастую направлен на те жертвы, которые имеют заметные отличия в физической внешности, акценте или особенностях голоса и высокую или низкую академическую успеваемость. Социальный буллинг/ изоляция: жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом, детским коллективом.

Формами прямого буллинга также являются обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении), вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть), повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы), запугивание.

Гораздо сложнее выявить проявление косвенного буллинга, который включает в себя такое поведение, как намеренное распространение слухов и негативной информации о жертве. Если прямое насилие можно объективно наблюдать, то косвенная агрессия распознается на этапе, когда жертва испытывает на себе серьезные психологические последствия травли или обращается за помощью к третьему лицу.

Поводом для начала травли может стать всё, что угодно: внешний вид, физические особенности, какая-то «не такая» одежда, необычные имя или фамилия, увлечения «не по возрасту». Скромность, робость, нарушенные коммуникативные навыки могут послужить сигналом для более агрессивных одноклассников о том, что перед ними новая жертва.

Жертвой может быть любой ребенок. Это не зависит от социального статуса семьи, национальности, религиозных предпочтений, внешности или наличия проблем со здоровьем. Самая вероятная жертва – ученик, который старается сделать вид, что его не задевает оскорбление или жестокая шутка, но лицо выдает его (оно краснеет или становится очень напряженным, на глазах могут появиться слезы). Эти дети, как правило, чувствительные и не способные постоять за себя, и не могут спрятать своей незащищенности, чем повторно провоцируют  агрессора-властолюбца.

Ученые выделяют два типа жертв. Первый: дети, которые не могут скрыть слабости (физически слабые, неуверенные, эмоционально реагирующие, тревожные, а также такие, которые предпочитают общество учителей обществу сверстников). Второй тип: дети, невольно провоцирующие негативное к себе отношение. Ко второй категории относятся неадекватно (слишком бурно) реагирующие на провокации (так, что их поведение вызывает насмешки у зрителей), неприятные в общении дети из-за дурных привычек (например, неряшливые), а также дети, вызывающие активную неприязнь взрослых.

Травля, вероятнее всего, не начнется, если ребёнок, не вписывающийся в сложившуюся в коллективе группу «своих», обладает высокой самооценкой, уверенностью в себе, независимость от мнения окружающих, или если у него есть защитники, которые могут постоять за него на территории сверстников (старшие братья, тренеры, наставники, друзья из «кружков по интересам» и т.д.)».

Кибербуллинг страшнее обычной травли

— Можно ли говорить, что в последнее время в школах стало больше случаев травли? Или это было всегда в тех или иных формах?

-Еще в 1910 году психологи Фрейд и Адлер провели в Вене первый конгресс на тему суицида среди учащихся средней школы. Фрейд писал, что в школе были и будут проблемы насилия именно потому, что школа собирает незрелых личностей – детей и подростков. Школа и учитель не несут ответственность за то, чтобы актов насилия не было (это было бы нереалистично), но они несут ответственность за то, чтобы учить детей твердо и с достоинством противостоять насилию.

С каждым годом фиксируется все больше случаев проявления жестокости среди подростков. По утверждениям социологов, за последние 10 лет уровень общения между подростками изменился самым кардинальным образом. Хамство — стало нормой, теперь нецензурные выражения от подростков слышны на каждом шагу, а «послать» могут любого, невзирая на возраст и положение.

Причины подростковой жестокости кроются в жизни всего нашего общества. «Неблагополучные» семьи, окружение, в котором пребывает подросток, общение в школе, СМИ. Эти причины являются основными в формировании подростковой жестокости.

Всё это обуславливает рост насилия в школе между детьми. Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектами насмешек и открытых издевательств. Самое главное, что в группе риска может оказаться практически любой человек.

По оценкам ООН, ежегодно каждый второй ребенок в возрасте 2–17 лет сталкивается с насилием в той или иной форме. Во всем мире около 300 миллионов детей в возрасте 2–4 лет регулярно подвергаются жестоким дисциплинарным мерам со стороны взрослых, треть учащихся в возрасте 11–15 лет переносят издевательства со стороны своих сверстников, каждый третий ребенок испытывает эмоциональное насилие (Доклад ООН о положении дел в мире в области профилактики насилия в отношении детей 2020 г.).

По данным ВОЗ, около 44% российских детей в возрасте 11 лет и около 27% 15-летних подростков испытывают на себе издевательства и насмешки.

В последние годы — с развитием интернета и появлением социальных сетей – проблема усугубилась: современные технологии создают благоприятные возможности для такого негативного явления, как запугивание и издевательство с использованием интернета, мобильного телефона и других технологических ресурсов. Это явление значительно опаснее того, с чем мы имели дело лишь поколение назад. Оно получило название кибербуллинг – совокупность агрессивных действий в адрес конкретного человека через унижение с помощью мобильных телефонов, сети Интернет и иных электронных устройств. Примерами кибербуллинга могут служить отправка жертве оскорбительных сообщений; передразнивания жертвы в режиме онлайн; размещение в публичном доступе личной информации, направленной на причинение вреда или унижения другого ребенка; ведение блогов или форумов в социальных сетях, целью которых является оскорбление и унижение жертвы, причинение ей психологических переживаний и страданий. В последнее время именно этот вид буллинга становится доминирующей формой агрессии.

В кибербуллинге, в основном, участвуют старшие подростки и молодые люди, в равной степени мальчики и девочки. Кибербуллинг – скрытый для окружающих процесс, но дети, которые подверглись травле в виртуальном пространстве, получают не менее серьезную психологическую травму различной степени тяжести.

По статистике, 58% россиян подвергались травле в сети. Несмотря на то, что все действия происходят в интернете, способов зацепить человека — масса. К тому же данный вид травли дает агрессору преимущества: доступ к неограниченной аудитории и возможность остаться анонимным.

Основной причиной таких действий подростков-агрессоров является желание доминировать в группе сверстников. Главенствующий статус выступает своеобразным результатом оценки его качеств группой, определяющей, насколько он уважаем и популярен в ней. Задача повышения собственного статуса становится приоритетной у трети подростков.

— Ребенок получает в такой ситуации серьезную психологическую травму.  Чем это опасно для него? Какие последствия такой травмы  его могут ждать в дальнейшей жизни? 

Жертвы буллинга испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли, нарушение сна, ночные кошмары, низкую самооценку, снижение или полную потерю интереса к любимым занятиям,  саморазрушительное поведение: нанесение себе травм, побегам из дома; зависимость от мнения окружающих и страх неудачи.

Это мина замедленного действия, которая будет срабатывать всегда, когда во взрослой жизни от человека потребуется принять важное решение, отстоять свои права. Зачастую впоследствии жертва не способна взять на себя ответственность за свои действия и одним из основных видов реакций становятся обвинения окружающих.

Ощущение беспомощности, жалость к себе, фокус на проблемах, обвинение самого себя без выводов на будущее – также воздействуют на жертву разрушающим образом.

Кроме того, одно из последствий буллинга — это яркое желание отомстить, которое может затем вырасти в насилие над другими людьми.

У школьных «агрессоров» буллинга во взрослом возрасте может возникать чувство вины, развивается высокий риск попасть в криминальные группировки.

Алгоритм действий школы

— Как предупредить буллинг или снизить его последствия? И какова роль школьных учителей в этой проблеме?

В школах обязательно должна быть организована профилактическая работа по снижению и предотвращению конфликтов в среде учащихся. Педагоги-психологи в школах есть, но их недостаточно. В идеале, с каждой возрастной категорией учащихся (начальные классы, средние и старшеклассники) должен работать отдельный психолог, по факту (в лучшем случае) – один на всю школу.

Очень важна роль педагога/классного руководителя. Мотивирование класса на борьбу с буллингом – это главная задача классного руководителя и команды учителей, преподающих в данном классе. Потребуются спокойствие, много терпения, твердое убеждение и решимость: «Вместе мы справимся! Мы этого не потерпим! Это должно прекратиться!».

Классный руководитель должен побуждать ребят вместе работать над возникающими проблемами, над созданием хорошей и открытой атмосферы в классе. Особенный вклад вносит способность учителя быть примером для своих учеников. Целесообразно создание свода правил совместно с детьми в отношении буллинга и поведения детей при столкновении (напрямую или косвенно) с ним.

Учитель может назначить специальное время, когда ему можно звонить по телефону для обсуждения своих проблем. Это особенно нужно в острой фазе буллинга, когда ребята могут опасаться открыто подойти к учителю. Регулярно (примерно раз в неделю, пусть даже в течение нескольких минут) разговаривать с классом о том хорошем, что произошло за неделю, а также о возникших проблемах. В этих беседах можно также обсудить, насколько хорошо работают принятые в классе правила и др.

То есть, алгоритм действий школы примерно следующий:

— Обсуждение и мониторинг ситуации общения между школьниками по классам.

— Просветительская работа со всеми категориями участников образовательного процесса: учащимися, педагогами, родителями.

— Создание и распространение информационных материалов.

— Обсуждение в рамках классных часов таких вопросов, как: что такое травля, какие виды травли бывают, что делать, если травля происходит на моих глазах, что делать, если я знаю о травле в отношении одноклассника или другого ребенка из школы.

— Обсуждение на классных часах или уроках литературы произведений искусства, посвященных проблеме травли, например, х/ф «Чучело» (режиссер Р. Быков) или главу «Ивины» из книги «Детство» (Л.Н. Толстой) и др..

— Обсуждение на классных часах правил поведения в классе и школе.

— Проведение групповых занятий на темы: уважение к окружающим, ответственность, эмпатия, способы бесконфликтного поведения и др.

Единственно верный путь – вмешательство взрослых

— Что посоветуете ребенку/подростку, ставшему жертвой травли? 

— Рассказать родителям. Не бояться и не стесняться этого. Ребенок должен знать: если ему наносят обиду, он может и должен рассказать своим родителям полную версию того, что произошло.

— Рассказать учителю. Не преувеличивать.

— Не быть жертвой. Обидчику важно, чтобы вы вели себя как жертва. А поэтому нужно отменить поведение жертвы. Можно сказать: «Со мной так нельзя!» или «Меня нельзя обзывать и унижать!». Но эти фразы надо произносить уверенным и решительным голосом, иначе они не действуют.

— Применять сарказм. Обидно обозвали? Пошути в ответ так, чтобы мало не показалось!

— Громко звать на помощь. В ситуации, когда мы не можем противостоять, так как силы противника явно превосходят наши, но при этом не можем убежать, надо звать на помощь, чтобы привлечь внимание других.

Взрослые должны обязательно объяснить ребенку, что человек, который в случае необходимости убегает или зовет на помощь, ни в коем случае не трус, а умный и ответственный перед собой человек. Ребенок должен чувствовать поддержку и защиту от взрослых.

-А как вести себя родителям?

Нужно направлять свои усилия на то, чтобы вовремя узнать о проблеме. Первое и основное – ребёнок должен знать, что к вам можно прийти с любой историей, любой проблемой, и вы поможете. Не оставлять ребёнка один на один с травлей. При буллинге единственно верный путь – вмешательство извне взрослых.

Если вы заметили в поведении своего ребенка признаки того, что он стал жертвой травли (замкнутость, страх перед школой, отсутствие друзей, злость на все и всех, следы физического насилия и т.д.), то:

— Оказать психологическую и эмоциональную поддержку ребенку, дать понять, что вы на его стороне и приложите максимум усилий, чтобы урегулировать сложившуюся ситуацию с травлей. Важно показать, что вы услышали ребенка. Что он больше не один на один со своей проблемой, что взрослый знает и обязательно поможет.

— Не поддаваться паническим и агрессивным настроениям, сохранять спокойствие. Первоочередная задача — успокоиться самому и успокоить ребенка, обеспечив ему ощущение защищенности и эмоционального комфорта. Ваша тревога только усугубит травму ребенка, а эмоции не позволят установить доверительный контакт для преодоления травли.

— Внимательно выслушать ребенка. Разобраться в причине и последовательности событий, задавать вопросы и попытаться узнать его мнение по поводу причины сложившейся ситуации. Прислушиваясь к ребенку, мы сообщаем ему о нашем признании, теплоте и заботе, а это также жизненно важно для укрепления чувства собственного достоинства ребенка-жертвы и повышения его самооценки.

— Ни в коем случае не критиковать и не обвинять ребенка в сложившейся ситуации. Для рассказа о трудных вещах ему нужна уверенность в том, что родитель его в любом случае поддержит и не станет осуждать. Важно донести до него мысль, что на месте «жертвы» может оказаться каждый.

—  До обращения к кому-либо и детального рассказа об обстоятельствах травли обсудите такие шаги с ребенком. Ребенок должен быть уверен, что вы не станете предпринимать никаких шагов для прекращения травли за его спиной.

— Обратитесь в школу и выясните, что вы могли бы совместно предпринять для прекращения травли. Прекращение травли предполагает сотрудничество всех взрослых и вклад со стороны всех участников.

Здесь родителям нужно выстроить чёткий алгоритм действий:

  1. Встреча и переговоры с классным руководителем.
  2. Встреча и переговоры с родителями булли.
  3. Если не помогает – встреча и переговоры с администрацией.
  4. Если не помогает – обращение в государственные инстанции.
  5. Перевести решение проблемы в правовое русло.

— Оцените достаточность своих знаний и навыков для того, чтобы справиться с ситуацией. Сможете ли вы сами начать решать эту проблему или вам потребуется посторонняя помощь? При необходимости, найдите специалистов, которые смогут вам помочь (например, обратитесь к психологу в школе или в консультационном центре).

Обязательно всё время поддерживайте ребёнка морально. Напоминайте, что он ни в чём не виноват. Объясняйте, для чего вы используете те или иные способы решения проблемы. Говорите, что вместе вы справитесь с ситуацией. Учите ребёнка действовать не с позиции жертвы, а с позиции человека, готового отстаивать свои права.

Александра Нилова

Текст: Алла Мождженская.
Фото: pixabay.com
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp