×

Было/стало: как изменили Кузбасс за пять лет

Буквально через пару недель жителям Кузбасса предстоит в очередной раз выбирать региональный парламент и главу региона. Чем плохи или хороши кандидаты во власть от разных партий, можно говорить долго, но выборы – это подходящее время для того, чтобы подытожить то, что сделала власть существующая. По крайней мере, сделала ли то хорошее, что обещала.

От недостроев до сельского комфорта

В первые несколько месяцев после приезда в регион Сергей Цивилев, объехал Кузбасс, побывал в том числе и маленьких городах и посёлках. И ужаснулся большому количеству «заброшек» и недостроев, в том числе крупных инфракструктурных объектов, таких, как, например, больница в Междуреченске.

После этого губернатор стал часто говорить, что региону нужно логичное равномерное развитие всех территорий области, без «стягивания» всех благ в Кемерово и Новокузнецк. И каждому кузбассовцу должно быть приятно, независимо, от того, в крупном он городе живёт, или маленьком селе, гулять по новым дорожкам, сидеть на новых лавочках, ходить по ярко освещенным улицам, пить чистую воду.

Так или иначе, эти мысли звучали в каждом публичном выступлении нового главы региона. При этом сами жители Кузбасса в этих планах выступали не только безмолвными «благополучателями»: уже в 2018 году было собрано около 7000 предложений по улучшению жизни в регионе. И их активно использовали.

Итак, за пять лет, та самая 30-летней давности «заброшка» в Междуреченске, что так озадачила главу региона в первый год у власти, превратилась в многопрофильную больницу, где ежегодно будут принимать более 100 000 жителей юга Кузбасса.

А в других небольших городах региона были массово построены (некоторые – тоже со стадии заброшек) больницы, стадионы, спорткомплексы. В сёлах появились десятки новых ФАПов, а улицы, скверы, парки и даже дворы в разных территориях Кузбасса активно ремонтируют.

В целом, в Кузбассе по федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды» за пять лет благоустроены почти 2,5 тысячи объектов: почти 2 тысячи дворовых и 397 общественных территорий. В 2024 году будет благоустроено ещё 300 дворов и 70 общественных пространств.

А по госпрограмме «Комплексное развитие сельских территорий Кузбасса» в регионе восстанавливают и ремонтируют крупные и необходимые для жизни сёл объекты. В 2023 году по этой программе выделено 1,1 млрд рублей, и на эти день идёт капремонт Окуневской школы в деревне Усть-Тарсьма, Дома культуры в селе Ваганово, ДЮСШ в Плотниково и строительство ФОК там же, капремонт Малосалаирской школы Дома культуры поселка Демьяновка и капремонт дороги в поселке Трудармейский (стоимость этого проекта 141,8 млн рублей).

Кузбассовцы по-прежнему активно участвуют в преображении своего жизненного пространства и сами онлайн выбирают территории для благоустройства. Например, в этом году на месте снесённых старых бараков в жилом районе Пионер появился уютный сквер, за обустройство которого голосовали сами жители.

Старые «долги»

Проблемы, которые накапливались в Кузбассе десятилетиями и решение которых откладывалось по разным причинам, с приходом нового руководителя в регион никуда волшебным образом не исчезли. Губернатор и его подчинённые ничего особенно не заявляли по этому поводу, просто начали их решать в текущем порядке. Самые наболевшие и дорогостоящие из них – переселение из ветхого и аварийного жилья, и газификация региона.

Плотная работа с федеральными властями привела в итоге к тому, что объём федерального финансирования социальных жилищных программ и реализации Программы социально-экономического развития Кузбасса до 2024 года увеличился в восемь раз. За пять лет из бараков в новостройки переехали 17 тысяч людей. Сейчас в регионе строят 143 многоквартирных дома, до конца года начнется возведение ещё 15 многоэтажек.

«Невозможно быстро решить копившиеся годами проблемы, но уже есть территории, где полностью избавились от бараков, ежемесячно их бывшие жители получают ключи от новых квартир. Свежий пример – в Калтане сдали в августе девятиэтажный дом по нацпроекту «Жилье и городская среда»: среди новоселов – 13 детей-сирот и 40 переселенцев из аварийного жилья», — сообщил Сергей Цивилев.

Кроме того, власти очень активно переселяют в новое жильё жителей домов, которые стоят на подработанных шахтами территориях. И заодно на годы вперёд пытаются решить эту проблему, договариваясь с владельцами угольных предприятий о том, чтобы те авансом оплачивали те расходы, которые повлечём добыча ресурсов. Ну а массовая раздача жилищных сертификатов детям-сиротам, которая позволила купить квартиры нескольким сотням детей и стала своеобразным ноу-хау в России.

Постепенно закрывают другой коммунальный «гештальт» Кузбасса – газификацию региона. Газовые сети до границ земельных участков жителей проводят бесплатно. И с начала 2023 года кузбассовцы подали более 10 тысяч заявок. В планах – к 2031 году газифицировать в общей сложности 39 тысяч домовладений и 100 котельных в 27 городах и поселках Кузбасса. При этом регион берёт на себя часть затрат на переоборудование дома под газификацию: льготники могу компенсировать до 135 тысяч, обратившись в соцзащиту.

Масштабные проекты

Кстати, первые объезды областной столицы в качестве нового главы региона тоже, по-видимому, поразили Сергея Цивилева. О парадоксально разросшихся кустах и опасных, полузаброшенного вида гаражных массивах в центре чистенького и уютного Кемерова новый губернатор упоминал уже осенью 2018 года.

В принципе, тут можно прикреплять картинку было/стало, так как за пять лет и кусты, и гаражи исчезли. Зато на этом месте появились два огромных спортивных центра, новая набережная, благоустроенные прогулочные зоны, достраивается комплекс зданий культурного кластера. И уже сейчас есть проекты будущих сияющих уютных жилых кварталов на месте старых поросших вербами пустырей.

А в заискитимской части областной столицы постепенно сносят «частник», парадоксальным образом сохранившийся посреди всё разрастающегося города. И реновацию в Кемерове вполне можно сравнивать с московской, так как это один из крупнейших в России проектов комплексного развития.

«Вместо частного сектора на территории 540 гектаров вырастет современный и комфортный для людей район, рассчитанный на 120 тысяч человек. Подчеркну – район со всей необходимой инфраструктурой в шаговой доступности. За 10 лет построим там 10 школ, 36 детсадов, спортивные площадки, медучреждения. Также будут созданы аллеи и бульвары, современные клубы и библиотеки, офисные здания. Все это мы с вами скоро увидим своими глазами – результат компактного развития центра Кемерова, пример полноценного «15-минутного города», где все нужное для жизни находится буквально в нескольких минутах от дома», — отметил Сергей Цивилев.

Следующий на очереди на реновацию – Новокузнецк, где застроят перспективные микрорайоны № 7 и № 24 в Новоильинском районе. К 2024 году квартиры там получат около 10 тысяч новоселов — переселенцы из ветхого и аварийного жилья, льготники из Новокузнецка, Прокопьевска, Киселевска. Кроме того, в Новокузнецке за пять лет благоустроены больше десятка парков и скверов.

Дорожное строительство и транспортная реформа

Хорошие дороги уже давно отличительная черта Кузбасса, и за последние пять лет губернатора, с удовольствием обкатывающего региональные трассы на своём трицикле, встречали и запомнили многие водители. За пять лет власти Кузбасса достроили магистральную, идущую через весь регион трассу Кемерово — Ленинск-Кузнецкий —  Новокузнецк, и … продолжили строить и ремонтировать дороги Кузбасса, большие и маленькие.

Сейчас, по данным РИА Новости, по качеству дорог Кузбасс на 8-м месте по России и первый по Сибири. Ежегодно на ремонт и строительство дорог разного значения тратят десятки миллионов рублей.

Самым масштабным дорожным проектом стало строительством дороги в обход Кемерова. И в этом случае действующему губернатору Кузбасса пришлось выполнять не свои обещания, а обещания своих предшественников. Дело в том, что проект был создан ещё в 80-х годах прошлого века, но ушёл «в стол» и лежал там десятилетиями. И только настойчивость команды губернатора помогла убедить власти на федеральном уровне выделить деньги на строительство этого нужного объезда. Как только дорога будет запущена, из Кемерова «уйдут» десятки фур, которые проезжают по городу ежедневно, и воздух станет чище.

«Обход включен в Программу социально-экономического развития Кузбасса до 2024 года. Запустить там движение планируем в следующем году. Это будет 47,5 км современной четырехполосной трассы. Все, что делает команда Кузбасса, – в интересах человека», — прокомментировал Сергей Цивилев.

Транспортная реформа в Кемерове и Новокузнецке – ещё одно крупное преобразование в «дорожной» сфере региона, которое не оставило равнодушными никого из жителей двух столиц. Кто-то скучает по привычным ПАЗикам, кто-то с дрожью ужаса вспоминает кемеровских лихих водителей маршруток и тот факт, что ПАЗики трещали и скрипели на ходу, и даже иногда дымились.

Удалась транспортная реформа или нет, спорят до сих пор. А правда, как обычно, где-то посередине: реформа продолжается, но новенькие синие автобусы уже стали визитной карточкой в Кемерове и Новокузнецке, постепенно их всё больше в других городах Кузбасса. С 2019 года в регион поступили 1217 новых автобуса, большинство из них — на газомоторном топливе. В этом году Кузбасс покупает 78 новых автобусов для разных территорий и власти планируют выделить деньги на покупку ещё 34-х.

На очереди — ремонт трамвайных путей, контактной сети и инфраструктуры в тех городах, где есть троллейбусы и трамваи. В сентябре выйдут на линию в Кемерове 10 новых троллейбусов, а пятилетняя программа предусматривает комплексного обновления подвижного состава общественного транспорта.

Новое будущее

Получается, что за пять лет региональные власти в целом выполнили то, что обещали в 2018 году, попутно взяв в работу ещё дополнительные проекты. При том, что прошедшие годы тихими и спокойными не были, и экономический кризис, санкции и пандемия не обошли Кузбасс стороной.

А ещё за последние пять лет в Кузбассе стартовал проект, который позволит региону очень успешно развиваться вне угольной и промышленной экономики. Из милого курорта «для своих» Шерегеш превращают в настоящий, всероссийского масштаба туристического центр.

Многое уже сделано – Шерегеш стал лучше, удобнее, на горнолыжный курорт Кузбасса стало прилетать больше туристов со всей страны, для их удобства сейчас идёт строительство в аэропорту, разработана новая система транспортировки багажа и трансфера до курорта. Но работа по превращению Шерегеша в один из самых лучших курортов страны продолжается.

«Проект развития территории СТК «Шерегеш» – крупнейший по объему строительства и инвестициям в России на сегодняшний день. Общий объем инвестиций в развитие Шерегеша до 2035 года составит более 200 млрд рублей. Это не только строительство новых трасс, гостиниц, ресторанов и торговых центров, это и новые жилые дома, современная инженерная инфраструктура, в том числе в сельской местности», — сообщил Сергей Цивилев.

В этом году в Шерегеше началось строительство многоэтажного жилищного комплекса, состоящего из сейсмоустойчивых домов максимальной комфортности:с лифтами, с подземными парковкам, хорошим благоустройством территории. Вместе со строительством и инфраструктурой у Шерегеша вскоре появится собственный аэропорт, статус города, а у экономики Кузбасса – серьёзная статья доходов от туристической отрасли и возможность развиваться в этом направлении.

Текст: Владимир Огурцов.
Фото: архив ako.ru, архив Сибдепо
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp