Одним из серьёзных ударов по индивидуальным предпринимателям стал запрет на продажу пива в ларьках, киосках и других магазинах площадью менее 50 кв. м, вступивший в силу с 1 января 2013 года. По данным агентства «Infoline-Аналитика», к тому времени на продажи пива и сигарет у киосков приходилось до 80% выручки, поэтому после введения запрета десятки тысяч торговых точек были вынуждены закрыться, не смогли протянуть на газировке и шоколадках. Однако, если пройтись по городским улицам, можно с уверенностью сказать – антипивная кампания 2013 года провалилась: почти в каждом ларьке сегодня можно купить бутылочку пивка, ночное ограничение на продажу алкоголя тоже многие торговцы игнорируют, не боясь ни полиции, ни Роспотребнадзора, ни мизерных штрафов.
Интересно то, что эта кампания преподносилась в качестве благой миссии по сохранению здоровья населения. С этой же целью, кстати, был повышен акциз на водку, позже, правда, цена бутылки снова понизилась, так как алкогольный рынок в буквальном смысле наводнил контрафакт.
Участники рынка признают, что некоторые ИП, маленькие заводы, производящие несколько десятков тонн в год, действительно, декларировали один объём, а варили больше и продавали, соответственно, по серой схеме. Но с появлением в июле этого года автоматизированной системы, предназначенной для государственного контроля за объёмом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС), делать это стало сложнее. В эту систему все розничные продавцы вне зависимости от формы собственности обязаны вносить информацию о своих оборотах. Другими словами, у государства уже есть способ контроля и давления на индивидуальных предпринимателей.