В Кемерове в спокойной обстановке, без криков и излишней суеты появился на свет «Другой театр». Для дебютного выступления перед публикой новорождённые выбрали пьесу современного французского драматурга Жеральда Сиблерайса «Ветер шумит в тополях». Состоялся премьерный показ 19 ноября в кемеровском Доме актёра, в новеньком свежеотремонтированном зале, для которого тоже состоялась своеобразная премьера. Так что публика, пришедшая в тот вечер, явно рассчитывала на целую серию открытий и новых ощущений. К слову сказать, зрителей собралось больше, чем было мест в маленьком зале, пришлось даже подставлять стулья. Аншлаг при рождении нового спектакля — это как удачно подобранные крёстные родители для малыша. А когда рождается целый театр, многочисленные свидетели в лице театральной аудитории тем более необходимы!
Режиссёром спектакля «Ветер шумит в тополях» выступил Денис Казанцев, известный и как актёр Театра для детей и молодёжи, и как автор проекта «Казанцев and Orchestra». Года три-четыре назад были первые попытки создания «Другого театра», но… не сложилось на тот период времени. Впрочем, сам Казанцев себя отцом-родителем нового театра не считает, только автором идеи. Да и театром называть своё детище отказывается. Предпочитает именовать его «Свободный театральный проект «Другой театр».
На вопрос, чем же они «другие», Денис отвечает:
«У нас свободный театральный проект, мы свободны от рекомендаций, сколько и каких спектаклей нам надо сыграть в этом месяце. Мы играем то, что хотим и где хотим. Но это не значит, что здесь все разденутся догола и будут материться. Мы были, есть и остаёмся приверженцами русского театра. Если мы будем интересны зрителям, проект будет существовать и дальше. Если нет, то ведь, как известно, зритель голосует ногами. То есть не будут ходить на наши спектакли, тогда и «Другого театра» не станет!»
Впрочем, судя по первому спектаклю, свой собственный зритель у нового объединения актёров уже есть. Очень порадовал выбор режиссёра и артистов материала для дебютного представления перед публикой. Пьеса «Ветер шумит в тополях» — о трёх ветеранах Первой мировой войны, доживающих свои жизни в богодельне. Каждый их день — это сидение на террасе и созерцание тополиной рощи вдалеке. Ветер шумит в тополях, шевелит листья и ветви — это и есть сама жизнь для трёх бывших воинов.
Первый спектакль — это своего рода программное заявление нового коллектива. И вызывает уважение то, что «Другой театр» выбрал для первого разговора со зрителем тему, которая их самих волнует — тему стариков и отношение к ним людей и общества. Тем более, что и сама пьеса очень хороша. Она написана с тонким, умным юмором, с такими изумительными диалогами, с такими великолепными тремя персонажами, что наблюдать за стариками, за движением их мыслей, душ — очень интересно!
В спектакле заняты актёры Театра для детей и молодёжи Сергей Сергеев, Фёдор Бодянский и Андрей Полещиков. Всегда любопытен эксперимент, когда молодые актёры примеряют на себя роли стариков. Меня покорила работа Фёдора Бодянского, который в мгновение ока превращался в старика с шамкающим
ртом, шелестящим голосом, слезящимися глазами. Актёр рассказал и сыграл историю зануды-романтика, странного и загадочного, трогательного и мужественного, несмотря на стариковскую немощь.
Вообще надо отметить, что диалоги такие смешные, ситуации столь анекдотичные, что для актёра очень легко скатиться в дуракаваляние, выжимание смешков и одобрения у публики. Что зачастую и происходит во время спектаклей, когда со сцены сказать исполнителям особенного нечего, так что хоть похохочите бестолково, любезнейшая публика! Уважение и достоинство — тон, который взят с самого начала спектакля и выдержан до конца.
Ещё одна неожиданность подстерегала тех, кто перед премьерой честно прочёл текст пьесы. В ней нет двух медсестёр, которые появились в спектакле — красивых и сексуальных. Этих персонажей придумал и поселил в постановку режиссёр Казанцев. И это очень понятно и мотивировано. Две красотки периодически выходят на сцену и осуществляют процесс ухаживания за стариками или устраивают чудовищный сеанс селфи, выбрав фоном для снимков неподвижных дедов.
Очень циничен эпизод уборки, когда, брезгливо отжав тряпку, медсестра механично, как робот, протирает спинку кресла, а потом и лицо, и руки старика, на этом кресле сидящего. Протирает как мебель, как предмет неодушевлённый. Метафора? Но очень настоящая и искренняя! Ведь это наше отношение к старикам, когда мы считаем, что с них и того довольно, что сытые, накормленные, чистые — ну и будет с них! А о том, что им нужно, чтобы с ними поговорили, проявили хоть капельку участия и внимания — об этом мы забываем.
Роли двух медсестёр практически без слов играют Марина Бодянская и Александра Казанцева. На мой ехидный вопрос, почему взяли жён, а не взяли, например, дочку Сергеева, Казанцев парировал:
«Взяли не потому, что жёны. А потому, что учились актёрской профессии. Дочка Сергея Сергеева подрастёт и будет учиться нашему ремеслу — тоже пригласим!»
Но не всё удалось в первом показе. Очень затянутым оказался спектакль во второй половине, действие как будто встало, забуксовало. Не очень внятно и толково простроен финал. По пьесе три старика выстраиваются клином, как будто птицы, готовые подняться и улететь вслед за стаей в тополиной роще. А каменный пёс, вечный и неподвижный спутник стариков в их сидении-торчании на террасе — тоже неожиданно поворачивает голову вслед улетающей стае. В спектакле финал не получился таким полётным и возвышенным.
Кстати, пёс, который специально был изготовлен для этой постановки, стал символом нового «Другого театра». И, как шутит Денис Казанцев: «Символ МХТ — чайка, у нас — собака!»
«Спектакль удался, — сказала после премьеры Елена Колмогорова, одна из первых зрительниц постановки нового творческого коллектива. — Особенно хорош Сергеев. Потрясающая органика! Ну, Сергеев, он и есть Сергеев!».
«Да, такой театр нужен! Побольше бы нам таких театров», — так сказала Ольга Карасёва, начальник управления культуры, спорта и молодёжной политики администрации города Кемерово.
И хотя новый театр не имеет ни своего здания, ни своей постоянной труппы (да и зачем это всё ему, новому театру, свободному театру?), следующий показ спектакля «Ветер шумит в тополях» состоится в декабре. Следите за афишей!
На рождении «Другого театра» присутствовала Людмила Козаченко.
Фото: Максим Ушев. Максим Киселёв
Видео: Максим Киселёв.