×

Давай сходим в «Другой театр»?

В школе обязательным условием при написании сочинения было найти подходящий эпиграф. И это сочинение на тему «Другой театр» в городе Кемерово» мне тоже хотелось бы начать своеобразным эпиграфом — анекдотом. Итак, встречаются парень и девушка.
— Слушай, мы вчера в каком театре были? — спрашивает парень.
— В драматическом! — отвечает девушка.
— Ну что, сегодня опять туда пойдём?
— Неееет! — закапризничала девушка. — Пойдём в какой-нибудь ДРУГОЙ театр!

В Кемерове в спокойной обстановке, без криков и излишней суеты появился на свет «Другой театр». Для дебютного выступления перед публикой новорождённые выбрали пьесу современного французского драматурга Жеральда Сиблерайса «Ветер шумит в тополях». Состоялся премьерный показ 19 ноября в кемеровском Доме актёра, в новеньком свежеотремонтированном зале, для которого тоже состоялась своеобразная премьера. Так что публика, пришедшая в тот вечер, явно рассчитывала на целую серию открытий и новых ощущений. К слову сказать, зрителей собралось больше, чем было мест в маленьком зале, пришлось даже подставлять стулья. Аншлаг при рождении нового спектакля — это как удачно подобранные крёстные родители для малыша. А когда рождается целый театр, многочисленные свидетели в лице театральной аудитории тем более необходимы!

IMG_4134.jpg

Режиссёром спектакля «Ветер шумит в тополях» выступил Денис Казанцев, известный и как актёр Театра для детей и молодёжи, и как автор проекта «Казанцев and Orchestra». Года три-четыре назад были первые попытки создания «Другого театра», но… не сложилось на тот период времени. Впрочем, сам Казанцев себя отцом-родителем нового театра не считает, только автором идеи. Да и театром называть своё детище отказывается. Предпочитает именовать его «Свободный театральный проект «Другой театр».

На вопрос, чем же они «другие», Денис отвечает:

«У нас свободный театральный проект, мы свободны от рекомендаций, сколько и каких спектаклей нам надо сыграть в этом месяце. Мы играем то, что хотим и где хотим. Но это не значит, что здесь все разденутся догола и будут материться. Мы были, есть и остаёмся приверженцами русского театра. Если мы будем интересны зрителям, проект будет существовать и дальше. Если нет, то ведь, как известно, зритель голосует ногами. То есть не будут ходить на наши спектакли, тогда и «Другого театра» не станет!»


Впрочем, судя по первому спектаклю, свой собственный зритель у нового объединения актёров уже есть. Очень порадовал выбор режиссёра и артистов материала для дебютного представления перед публикой. Пьеса «Ветер шумит в тополях» — о трёх ветеранах Первой мировой войны, доживающих свои жизни в богодельне. Каждый их день — это сидение на террасе и созерцание тополиной рощи вдалеке. Ветер шумит в тополях, шевелит листья и ветви — это и есть сама жизнь для трёх бывших воинов.

Первый спектакль — это своего рода программное заявление нового коллектива. И вызывает уважение то, что «Другой театр» выбрал для первого разговора со зрителем тему, которая их самих волнует — тему стариков и отношение к ним людей и общества. Тем более, что и сама пьеса очень хороша. Она написана с тонким, умным юмором, с такими изумительными диалогами, с такими великолепными тремя персонажами, что наблюдать за стариками, за движением их мыслей, душ — очень интересно!

В спектакле заняты актёры Театра для детей и молодёжи Сергей Сергеев, Фёдор Бодянский и Андрей Полещиков. Всегда любопытен эксперимент, когда молодые актёры примеряют на себя роли стариков. Меня покорила работа Фёдора Бодянского, который в мгновение ока превращался в старика с шамкающим
ртом, шелестящим голосом, слезящимися глазами. Актёр рассказал и сыграл историю зануды-романтика, странного и загадочного, трогательного и мужественного, несмотря на стариковскую немощь.

Fn6jbfHRCBc.jpg

Вообще надо отметить, что диалоги такие смешные, ситуации столь анекдотичные, что для актёра очень легко скатиться в дуракаваляние, выжимание смешков и одобрения у публики. Что зачастую и происходит во время спектаклей, когда со сцены сказать исполнителям особенного нечего, так что хоть похохочите бестолково, любезнейшая публика! Уважение и достоинство — тон, который взят с самого начала спектакля и выдержан до конца.

Ещё одна неожиданность подстерегала тех, кто перед премьерой честно прочёл текст пьесы. В ней нет двух медсестёр, которые появились в спектакле — красивых и сексуальных. Этих персонажей придумал и поселил в постановку режиссёр Казанцев. И это очень понятно и мотивировано. Две красотки периодически выходят на сцену и осуществляют процесс ухаживания за стариками или устраивают чудовищный сеанс селфи, выбрав фоном для снимков неподвижных дедов.

Очень циничен эпизод уборки, когда, брезгливо отжав тряпку, медсестра механично, как роботпротирает спинку кресла, а потом и лицо, и руки старика, на этом кресле сидящегоПротирает как мебель, как предмет неодушевлённыйМетафора? Но очень настоящая и искренняя! Ведь это наше отношение к старикам, когда мы считаем, что с них и того довольно, что сытые, накормленные, чистые — ну и будет с них! А о том, что им нужно, чтобы с ними поговорили, проявили хоть капельку участия и внимания — об этом мы забываем.

Роли двух медсестёр практически без слов играют Марина Бодянская и Александра Казанцева. На мой ехидный вопрос, почему взяли жён, а не взяли, например, дочку Сергеева, Казанцев парировал:

«Взяли не потому, что жёны. А потому, что учились актёрской профессии. Дочка Сергея Сергеева подрастёт и будет учиться нашему ремеслу — тоже пригласим!»

na0UYtsXeWw.jpg

Но не всё удалось в первом показе. Очень затянутым оказался спектакль во второй половине, действие как будто встало, забуксовало. Не очень внятно и толково простроен финал. По  пьесе три старика выстраиваются клином, как будто птицы, готовые подняться и улететь вслед за стаей в тополиной роще. А каменный пёс, вечный и неподвижный спутник стариков в их сидении-торчании на террасе — тоже неожиданно поворачивает голову вслед улетающей стае. В спектакле финал не получился таким полётным и возвышенным.

Кстати, пёс, который специально был изготовлен для этой постановки, стал символом нового «Другого театра». И, как шутит Денис Казанцев: «Символ МХТ — чайка, у нас — собака!»

«Спектакль удался, — сказала после премьеры Елена Колмогорова, одна из первых зрительниц постановки нового творческого коллектива. — Особенно хорош Сергеев. Потрясающая органика! Ну, Сергеев, он и есть Сергеев!».

«Да, такой театр нужен! Побольше бы нам таких театров», — так сказала Ольга Карасёва, начальник управления культуры, спорта и молодёжной политики администрации города Кемерово.

И хотя новый театр не имеет ни своего здания, ни своей постоянной труппы (да и зачем это всё ему, новому театру, свободному театру?), следующий показ спектакля «Ветер шумит в тополях» состоится в декабре. Следите за афишей!

На рождении «Другого театра» присутствовала Людмила Козаченко.

Фото: Максим Ушев. Максим Киселёв

Видео: Максим Киселёв. 

Фото: null.
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp