«Фильм сделан с расчётом угодить максимальному количеству зрителей с минимальным количеством чутья или интеллекта».
Джордан Минцер, Hollywood Reporter
Шаблоны
Судя по всему, режиссёр Роберт Швентке недолго мучился над сюжетом, создавая третий «Дивергент». Он просто задействовал по полной все шаблоны, делавшие «кассу» для «Бегущего в лабиринте», «Голодных игр» и самого «Дивергента». Вот вам подробный рецепт успешного блокбастера для начинающих голливудских режиссёров:
- В основе должна лежать книжная трилогия, достойная того, чтобы стоять на одной полке с произведениями Дарьи Донцовой, но при этом носящая гордое имя «антиутопия» (Оруэлл, Брэдбери и Замятин дружно перевернулись в гробах).
- Важно! Действие должно происходить в постапокалиптическом мире, после пандемии или техногенной катастрофы.
- В центре событий — влюблённые, которые «не такие, как все» и от которых зависит судьба человечества.
- Герои должны представлять собой молодёжь, попавшую на чудовищную арену, созданную взрослыми. Мотивы у взрослых, казалось бы, благородные, но на деле получается чистой воды фашизм.
- Пройдя смертельно опасные испытания, герои проникнутся ненавистью к кровавому режиму и развяжут полномасштабную (и справедливую) революцию.
- Команда по спасению мира должна быть составлена политкорректно: европеоид, азиат,
негроид,простите, афроамериканец — в общем, полный интернационал. - Ключевая роль должна быть отведена девушке, ибо сексизм – это очень плохо.
Если в сценарии присутствуют все вышеперечисленные пункты, то смело начинайте осваивать 150-милионный бюджет – успех гарантирован. Вот только возникает вопрос: как зрителям это до сих пор не надоело? Получается, Джордан Минцер из Hollywood reporter был прав?
«Роб Швентке поставил сценарий собственной репутационной и профессиональной смерти и сделал это с комичной серьёзностью».
Стефан Папе, HeyUGuys
Сюжет
На старте трилогия «Дивергент» выглядела интересной и многообещающей, в первую очередь, благодаря делению населения Чикаго на фракции. Но писательница Вероника Рот успешно похоронила главную изюминку своей книги, а режиссёр Роберт Швентке повторил её ошибку. В последней части уже невозможно отличить «Бесстрашных» от «Преданных» — все слились в одно бесноватое стадо, которое воюет друг с другом в полуразрушенном городе.
Создатели третьей главы «Дивергента» зачем-то пересказывают нам сюжет третьей части «Бегущего в лабиринте». Декорации поменялись, но сюжетные линии похожи, как «Кола» и «Пепси». Продолжая аналогию, и то, и другое неплохо сочетается с виски «Голодными играми». Не очень осмысленная беготня, редкие боевые сцены и очень много диалогов – пафосных, банальных и фальшивых. Если вы выйдете из зала во время беседы Трис и Дэвида, то не торопитесь обратно: вы успеете купить газировки и попкорна, покурить и заглянуть в туалет, и при этом не пропустите ничего важного.
Юмор в «Дивергенте» практически отсутствует, сюжетные дыры огромны. Элементарная логика в действиях героев отсутствует – Фор голыми руками убивает пятерых прекрасно вооружённых солдат, а потом идёт через пустыню, не взяв с собой ничего из их снаряжения. Даже фляжку не захватил. Ни один второстепенный персонаж в фильме не раскрыт, от главного злодея Дэвида до мулатки в исполнении Зои Кравиц, всё время помогавшей Трис и Фору. Её даже по имени ни разу за фильм не назвали (Кристина, если вам интересно). Всё это растягивается на бесконечные 2 часа и 1 минуту. И мощная, прекрасно выполненная компьютерная графика не спасает от мысли: «Когда же всё это кончится, а?».
«Шейлин Вудли мучается со своим персонажем, который становится все менее интересным с каждым фильмом».
Джеймс Моттрам, The List
Героиня
Бунтарка Трис Прайор отличается от бунтарки Китнисс Эвердин только фигурой. И не в лучшую сторону. В остальном это всё та же унылая, вечно страдающая дева, только не трибут, а Дивергент. Прозвище «Убогая», которое дал ей циничный Питер, на редкость уместно. Вот интересно, на такие роли специально подбирают актрис с самой бедной мимикой? Шейли Вудлен пользуется только двумя актёрскими приёмами: широко распахивает свои прекрасные глаза и плаксиво кривит свои не менее прекрасные губы. Для актрисы, которой посвящено 80% экранного времени, маловато.
Так или иначе, но окружающие почему-то считают Трис будущим человечества и водят хороводы вокруг героини. А в чём её уникальность, кроме того, что девушка «генетически чиста», никому не понятно. В «Бегущем в лабиринте» разница между иммунными и заражёнными была очевидна. Здесь же совершенно непонятно – чем «повреждённые» хуже чистых?
«Оригинальность была в большом дефиците и в первых фильмах, и этот не отклоняется от прежнего курса. Фильм напоминает телесериал, тем более, что обрывается на полуслове с обещанием рассказать всё через год, в заключительной части».
Бен Кролл, TheWrap
Герой
Единственное светлое пятно среди мрака, именуемого «Дивергент, глава 3: За стеной». Актёр Тео Джеймс – единственный, кто может не стыдиться, что имел отношение к этому фильму. Его Фор – это красавец, воин, мужчина – словом, настоящий герой. Редкие сцены рукопашного боя в его исполнении выполнены безукоризненно. Но главное – Фор понятен и приятен зрителю. Сразу ясно, за что он сражается и чего хочет достичь. Героя искренне жаль, когда его возлюбленная Трис уверенно лезет на рожон, или когда его одержимая властью маман пытается учинить небольшой геноцид в Чикаго. Но чем лучше смотрится Фор, тем более убого выглядит всё остальное в третьем «Дивергенте». Этому актёру и этому герою не место в такой слабой ленте. Его место – в настоящих крутых боевиках, где играют стареющие Томы Крузы и Джейсоны Стейтемы. А фраза «Этот парень играл в третьей части «Дивергента», не украсит послужной список Джеймса.
«Единственное, что могу сказать создателям: кончайте, ребята, эту хрень. Чем быстрее, тем лучше».
Дэвид Дженкинс, Little White Lies
В рунете очень сложно найти хотя бы один положительный отзыв о фильме «Дивергент, глава 3: За стеной». Даже поклонники франшизы советуют пропустить эту часть и дождаться финала – там, по крайней мере, должно быть много экшна. Наплевательское отношение режиссёра и слабая актёрская игра отравят досуг всем, включая поклонников «подростковых антиутопий». Да, а сам Роберт Швентке уже объявил о своём уходе из франшизы. Поздновато опомнился – этого блокбастера ему не забудут.