×

Доктор на связи: теперь кузбассовцев будут лечить в режиме онлайн

В регионе с этого года впервые внедряется система телемедицинских консультаций «врач-пациент». Позволит ли она сделать медицинскую помощь доступнее, разбирался  журналист Сибдепо.

Коллегиальное решение

Собственно телемедицинские технологии давно работают в стране. Еще в 2001 году была принята Концепция развития телемедицинских технологий в Российской Федерации. А в 2018 году появился отдельный Федеральный закон о телемедицине, который регламентирует оказание медпомощи путем проведения удаленных консультаций, консилиумов и дистанционного мониторинга.

В постоянную практику, например, уже вошли консультации врачей региональных больниц с коллегами из федеральных клиник по сложным случаям. С помощью телемедицины проходят операции, когда, к примеру, хирурги областной больницы проводят оперативное вмешательство своему пациенту под телеконтролем врачей-специалистов из ведущих российских больниц, специализирующихся на этой патологии. И, соответственно, имеющих больший опыт и квалификацию.

«По результатам таких телеконсилиумов консультант формирует заключение, подписывает его своей электронной подписью. Направляющий медицинский работник может распечатать данное заключение, прикрепить к медицинской карте пациента. На основании заключения может быть определен или подтвержден диагноз, определена или скорректирована тактика лечения, определена потребность в направлении пациента в медицинскую организацию на госпитализацию», — поясняют в региональном минздраве.

С учетом врачебного кадрового голода, сложившегося, например, в Кузбассе, чиновники от здравоохранения сейчас уповают на эту систему, надеясь, что она поможет сделать медицинскую помощь жителям доступнее. Ведь сегодня в Кузбассе проблемы с этой самой помощью, пожалуй, на первом месте среди жалоб населения. И с каждым годом не уменьшаются, а наоборот растут: так, по данным Министерства здравоохранения Кузбасса, в 2021 году было около 58,5 тыс. обращений, а в 2022 уже более 70,5 тыс. Невозможно попасть к узкому специалисту, а порой и к участковому терапевту, или записаться на инструментальное исследование. Даже в областном центре эта помощь малодоступна, что уж тут о малых городах и поселках говорить. Недавно, к примеру, мы рассказывали, что в Киселевске нет ни одного детского лор-врача. Ближайший прием в Прокопьевске. И там очередь, попробуй, запишись. А еще и помотайся с больным ребенком в соседний город.

Так что, по мнению руководителей регионального здравоохранения, внедрение телемедицинских консультаций и их развитие поможет, в том числе, решить проблему нехватки врачей.

В прошлом году, на первом этапе, в области началось внедрение системы телемедицинских консультаций «врач-врач»: это когда требуется консультативная помощь коллег. В таком случае, врач, например из районной больницы, сомневающийся в постановке диагноза или тактике лечения, обращается к более опытным специалистам областных клиник. Министр здравоохранения Кузбасса Дмитрий Беглов говорит, что это хорошо и для врача, получающего коллегиальную помощь при сложном случае,  и для пациента, получающего так называемое «второе экспертное мнение», и рассказывает, как проходит внедрение системы:

«В настоящее время все медицинские организации Кузбасса подключены к системе. Для этого проведено оснащение оборудованием всех лечебных учреждений, в том числе и ФАПов. Ведь для проведения телемедицинских консультаций, в первую очередь, должен быть компьютер с необходимой начинкой: видеокарта, звук. Далее устанавливалась специальная программа,  которая позволяет работать с защищенной сетью, чтобы персональные данные, медицинская документация не могли никуда выйти, были защищены. В прошлом году мы более 70 ФАПов оснастили техникой. Как раз для ФАПов телемедицинские консультации очень важны, т.к. в большинстве там работают фельдшеры, не всегда у них хватает знаний и компетенций при поступлении серьезных пациентов. Теперь фельдшер может обратиться к коллегам и они ему предлагают алгоритм: какие необходимо провести исследования/обследования, какое назначить лечение. При необходимости решается вопрос о направлении этого пациента в медицинскую организацию более высокого уровня».

По словам министра, в промышленном масштабе система телеконсультаций «врач-врач» начала функционировать с конца лета 2022 года:

«Программа очень простая, понятная. Для всех врачей, которые в ней участвуют, проведено обучение. Когда мы в прошлом году ее запускали, было всего 600 консультаций, а уже с начала этого года 1000 консультаций. Темпы наращиваем в разы».

Не выходя из дома

А уже с этого года у жителей области впервые появилась возможность консультироваться с врачом, не выходя из дома: начался запуск второго этапа телемедицинских консультаций – «врач-пациент».

И сейчас в этом сегменте работает только одно медицинское учреждение в Кузбассе – Кемеровская областная клиническая больница им. С.В. Беляева. Онлайн-консультации проходят базе специально созданного Центра телемедицинских технологий.

«Специалист, в расписании которого запланирована телемедицинская консультация, получает доступ к электронным медицинским документам пациента для ознакомления и в назначенное время выходит с ним на видеосвязь. В ходе проведения телемедицинской консультации врач, в доступной для пациента форме, интерпретирует результаты его исследований, демонстрирует пациенту результаты его исследований на экране, корректирует методы лечения, дает медицинские рекомендации, при необходимости, направляет пациента на дополнительные методы исследования и консультации врачей других специальностей. Информация о проведённой телемедицинской консультации сохраняется в базе ГАУЗ КОКБ и направляется в личный кабинет пациента. Телемедицинские консультации по типу «врач – пациент» могут оказываться, как в медицинском учреждении, так и в удобном для пациента месте», — рассказывает Ольга Соломонова, заведующая Центра телемедицинских технологий.

Т.е. вы можете прийти на телесеанс в свою поликлинику по месту жительства, либо выйти на связь с врачом областной больницы из дома. Но первичный прием областного специалиста для объективной оценки состояния здоровья пациента обязательно проходит очно.

«Пациент получает данные для авторизации на сайт телеконсультаций при очном посещении врача с инструкцией и ссылкой для подключения, соответственно, для получения онлайн консультации пациенту требуется электронное устройство (ПК, смартфон) и стабильная интернет связь. В программе реализована возможность обмена текстовыми сообщениями, файлами для прикрепления необходимой медицинской документации или фотографий от пациента и врача. Вся информация передается только по специально выделенным защищенным каналам. Длительность онлайн приема специалистом любого профиля составляет 40 минут».

Собственно похожее онлайн-консультирование давно практикуется медицинскими страховыми компаниями в системе добровольного медицинского страхования (ДМС). Владелец полиса ДМС, если его страховой программой это предусмотрено, по своему желанию может запросить врачебную консультацию в режиме онлайн. Ну не хочет или не может человек ехать к врачу лично. И такой запрос исполняется. В государственной же системе решение о необходимости проведения телемедицинской консультации принимает только лечащий врач. Однако пациент может отказаться от общения с доктором на расстоянии. Причины могут быть разные, в том числе и элементарное отсутствие технических возможностей. К примеру, многие пожилые люди из отдаленных деревень до сих пор еще пользуются кнопочными телефонами и не имеют компьютеров с интернетом.

«Врач ГАУЗ КОКБ, который проводил очный прием пациента, может при согласии пациента и наличия у него технических возможностей, назначить повторный консультативный прием с применением телемедицинских технологий. Конечно, это не касается заболеваний, которые требуют очного присутствия пациента. Если врач понимает, что пациенту нет особой необходимости ехать на повторный прием (например, нужно оценить результаты анализов, скорректировать терапию на основании дневника пациента, либо это контрольный прием), он предлагает следующий прием провести онлайн. Причем на онлайн прием пациент записывается к тому врачу, который принимал его очно», — поясняет Ольга Соломонова.

В областной больнице говорят, что на сегодняшний день телемедицинские консультации оказываются такими специалистами, как: невролог, гастроэнтеролог, эндокринолог-диабетолог, акушер-гинеколог, пульмонолог, нефролог. Начиная с 7 февраля, проведено более 60 телемедицинских консультаций. В последующем планируется увеличение количества специалистов для оказания консультаций пациентам в режиме онлайн.

Однако, несмотря на расширение в будущем возможностей Центра телемедицинских технологий, следует учитывать, что некоторые специалисты могут оказывать только очную консультацию, так как оценить динамику заболевания возможно лишь при проведении объективного медицинского осмотра пациента. Это, например врачи хирургического профиля или отоларингологи. Так, скажем, после постановки диагноза «Острый катаральный средний отит» обязателен инструментальный осмотр барабанной перепонки в динамике.

Специалисты подчеркивают, что одно из основных преимуществ телемедицины – это доступность медицинской помощи:

«К основным преимуществам телемедицинских консультаций можно отнести удобство и экономию времени. Пациент не тратит время и деньги на дорогу, что вызывает трудности у жителей отдалённых населённых пунктов. Нет необходимости ожидания очереди на прием к врачу. Телемедицина позволяет записаться на консультацию специалиста в любое удобное для пациента время. Таким образом, телемедицина позволяет существенно сэкономить время и получить медицинскую помощь на дому. Пациенты с хроническими заболеваниями, которым требуются частые консультации, так же могут получить их дистанционно. Пациенты, которые не посещают поликлинику из-за проблем с передвижением или инвалидностью могут получать консультации в любом удобном для них месте с любого доступного устройства. Также, преимуществом телемедицинских консультаций является безопасность. Во время посещения любого медицинского учреждения присутствует вероятность распространения вирусных инфекций. Особенно это касается пожилых и людей с ослабленным иммунитетом».

Таким образом, в минздраве рассчитывают, что телемедицина позволит врачам проводить консультации, оперативно решая вопросы с пациентами со всех территорий Кузбасса, и хотя бы частично решит проблему нехватки специалистов на местах.

Автор: Александра Нилова

Текст: Алла Мождженская.
Фото: Кемеровская областная клиническая больница им. С.В. Беляева, pixabay.com
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp