— Сложно ответить на вопрос, какая фотография отца нравится мне больше – ландшафтная или социальная, - говорит Христина Соколаева. - Ландшафт – более тонкая вещь для понимания и восхищения, но умение отца ловить момент и чувствовать среду очень четко видно и в ней. Фотографировать природу так это – отдельный талант. Но, конечно, больше вытягивает на себя именно социальная фотография, потому что она окно в то время, за ней всегда стоит история. Иногда говорят: «Ты же не застала тот период, это не ностальгия». Конечно, я родилась в 1993 году, но и 1997 отличался не сильно — это были во многом те же предметы и обстановка, особенно здесь, в Новокузнецке. Поэтому все узнается. |
— Здесь, в Новокузнецке, Владимир Соколаев встречался с Воробьевым и Трофимовым? — Встреч с Трофимовым я не помню, но могу не знать. А Воробьева я знала как «дядю Володю», мы иногда приезжали к ним в гости, когда я была еще ребенком. Садились за стол, наливали чай, и многое обсуждали, но больше – про глобальное, например, философию фотографии. Воробьев, и это уже мое общее впечатление, хорошо относился к папиной активности по продвижению ТРИВы, но сам в это не включался. Есть ощущение, что это было для него не так важно. Он, например, не особенно хотел, чтобы делали сайт с его фотографиями. Для него это был пройденный этап. Папа же, наоборот, был убежден, что надо публиковать все работы, чтобы люди их увидели. Иначе, зачем оно лежит, зачем оно в столе? Как-то он сказал фразу, которая мне запала: «Если талант тебе дан, то твой долг – его реализовать». Думаю, что доступ зрителя к фотографии тоже был для него частью реализации. Архив отца в очень хорошем состоянии. Он с самого начала системно подходил к архивированию. Все снимки атрибутированы и названы через три составляющих: «Что. Где. Когда». Есть маленькая история о его системном отношении: в 1970– 1980-ых у отца было несколько выставок, посвященных детским домам. Пару лет назад я решила восстановить одну из них – собрать те же фотографии в том же порядке, в котором они висели 40 лет назад, так называемая авторская развеска. Нашла снимки с открытия той выставки, долго вглядывалась в размытые силуэты. Сделала. А месяц назад, разбирая архив, нашла папку с фотографиями – вся экспозиция выставки «Брошенные дети» в порядке развески, специально отснята и сохранена еще тогда – все видно, вглядываться не нужно, бери да повторяй! Поэтому – да, система была всегда, и это фантастика! |