×

Экспертиза: проверяем водку

Водку всегда называли самым русским и самым мужским напитком, а теперь по праву можно назвать и самым сибирским – специалисты Новосибирскстата выяснили, что Сибирский Федеральный округ лидирует по употреблению крепкого алкоголя.

 

Корреспонденты Сибдепо приобрели в разных кемеровских магазинах 10 бутылок водки и отдали на экспертизу в испытательную лабораторию ФБУ «Государственный Региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Кемеровской области».

Какая водка оказалась некачественной и на что обращать внимание при выборе беленькой, читайте в нашем материале.

Покупка

Водку мы поехали покупать в магазины разного формата (специализированный алкогольный супермаркет «Септима», гипермаркеты «Палата» и «Лента», супермаркет «Чибис»). Старались выбирать марки, популярные во всей России, при этом прислушивались к советам продавцов. В итоге рейда по магазинам в руках у нас оказалось 9 бутылок водки.

«Лента»

«Хаски»  (ООО «Омсквинпром», Омск, 339 рублей);

«Путинка»  (ООО «Московский завод «КРИСТАЛЛ», Москва, 287 рублей);

«Пять озёр» (ООО «Омсквинпром», Омск, 234 рублей).

IMG_9159.jpgIMG_9111.jpgIMG_9175.jpgIMG_8999.jpg

 

«Чибис»

«Беленькая» (ОАО «Мариинский ЛВЗ», Мариинск, Кемеровская область, 269 рублей);

«Валенки GOLD» (ООО «ТД «Медведь», Пронь, Тульская область, 283 рублей).

IMG_7329.jpgIMG_8982.jpgIMG_8971.jpg

 

«Септима»

«Парламент» (ООО «Парламент Продакшн», Балашиха, Московская область, 366 рублей);

«Байкал» (ООО «Юпитер Лоджистик», Ульяновск, 377 рублей).

IMG_7315.jpgIMG_9201.jpgIMG_9203.jpg

 

«Палата»

«Зелёная марка» (ЗАО «Сибирский ЛВЗ», Новосибирск, 262 рубля);

«Русский стандарт» (ООО «Русский стандарт водка», Санкт-Петербург, 319 рублей).

IMG_7307.jpgIMG_9193.jpgIMG_9198.jpgIMG_9187.jpg

 

В конце нашего путешествия мы заглянули в небольшой, но крайне популярный у любителей спиртного магазин-павильон на Ленинградском — «Чёрный русский». За ним давно закрепилась дурная слава: здесь очень дёшево можно приобрести водку. Правда, качество у напитков сомнительное.

Действительно, сотрудница «Чёрного русского» без лишних разговоров продала нам дешёвую водку, всего за 100 рублей. Откуда-то из глубин подсобки появилась пол-литровая бутылка «Белой берёзы».

Цена покупки нас удивила (ведь минимальная цена пол-литровой бутылки водки в России — 185 рублей), да и чек продавец нам отказалась выдать, зато заверила — водка хорошая, качественная, её покупатели хорошо разбирают да ещё и за второй приходят. Так у нас появился десятый образец.

«Черный русский»

«Белая берёза» (ООО «Курант», Сергиев Посад, Московская область, 100 рублей).

IMG_6015.jpgIMG_6012.jpgIMG_9173.jpg

 

Перед тем как отправить все образцы в лабораторию, мы решили проверить производителя сомнительной водки «Белая берёза». Оказалось, компания-производитель, указанная на этикетке, — ООО «Курант», была признана банкротом ещё в 2010 году, и последние несколько лет конкурсный управляющий распродаёт имущество завода на аукционе, а партии «Белой берёзы» во всех регионах России не раз изымали правоохранители как контрафактную продукцию.

Последний случай произошёл в Кузбассе: полицейские арестовали мужчину и женщину, которые в подпольном цеху делали раствор из воды и жидкости-антисептика, а потом разливали его в бутылки под маркой «Белая берёза».

Тем не менее, все образцы водки, в том числе и подозрительной, мы сдали в ФБУ «Кемеровский ЦСМ», где специалисты Центра в лабораторных условиях проверили физико-химические свойства напитков.

Внешний осмотр

Специалисты ФБУ «Кемеровский ЦСМ» внимательно осмотрели каждую бутылку и заодно рассказали, как по внешним признакам определить, поддельная перед вами водка или нет.

IMG_9005.jpgIMG_9019.jpgIMG_9092.jpgIMG_9006.jpg

 

Содержимое бутылки

В жидкости не должно быть посторонних осадков и примесей. Специалисты ЦСМ при внешнем осмотре сразу заметили в бутылке «Белой берёзы» посторонние включения.

Этикетки

Неровно или плохо приклеенные этикетки и контрэтикетки, из дешёвой бумаги с тусклым рисунком или вылезающим клеем – тоже признак подделки. На этикетках должна быть информация о производителе и ГОСТ (новый ГОСТ 12712-2013, который начал действовать с 15 февраля, или ранее действовавший ГОСТ Р 51355-99).

Федеральная специальная марка

Она должна быть плотно приклеена и содержать надписи «Российская Федерация», «Федеральная специальная марка», «Водка». Кроме того, производители наносят на акцизные марки голографические изображения.

Форма бутылки

Чем сложнее форма бутылки и если на ней есть элементы гравировки, тем труднее её подделать. Многие производители этим пользуются. Среди образцов, которые мы сдали в лабораторию, были две фигурные бутылки.

Пробка

Должна плотно сидеть на горлышке бутылки и не должна «прокручиваться».

Штамп даты розлива

Наносится на стекло или колпачок каждой бутылки, произведённой на заводе.

infografika_vodka.jpg

По внешним признакам у экспертов вызвала подозрение 100-рублёвая «Белая берёза»: на горлышке прокручивалась пробка, экикетка и контрэтикетка плохо держались, на дне был какой-то тёмный осадок, а на акцизной марке не было голографических элементов. Тем не менее, этот образец наравне с остальными принял участие в дальнейших испытаниях.

От раствора до бренда

Чем по физико-химическим показателям качественная водка отличается от некачественной, определить довольно просто. Любая водка – это смесь 40% этилового спирта и 60% воды, поэтому крепость водки, то есть наличие в ней 40% этилового спирта, – один из основных показателей качества. Любое отклонение в ту или иную сторону недопустимо.

Ещё одна серьёзная составляющая напитка, которая во многом определяет цену, – это использование качественного сырья. Чем более качественный этиловый спирт, с высокой степенью очистки, используется для производства водки, тем она дороже. Всего в производстве различают несколько видов спирта с разной степенью очистки – «Альфа», «Люкс», «Базис», «Экстра», «высшей очистки» и «первый сорт» (он не используется для производства алкогольных напитков). Спирт класса «Альфа» используют для производства самых дорогих водок. Он изготавливается из зерен пшеницы, ржи наивысшего качества или их смеси. А вот из спирта «высшей очистки», наоборот, делают самую дешевую водку, а также настойки и наливки. В спирте «высшей очистки» больше всего примесей. Его делают из зерна, картофеля, сахарной свеклы, черной патоки или их смеси. Спирты «Люкс», «Базис», «Экстра» изготавливают из различных видов зерна или смеси зерна с картофелем. 

1.jpg

Чем ниже качество спирта, тем больше в водке опасных примесей, концентрацию которых можно выявить во время лабораторных исследований. Самый серьёзный показатель – это уровень содержания смертельно опасного метилового спирта. Изготовители «палёной» водки могут, не стесняясь, использовать метиловый спирт в качестве основного. После употребления такой смеси резко возрастают шансы отойти в мир иной. Высокая концентрация уксусного альдегида, сивушных масел и сложных эфиров — тоже следствие использования некачественного спирта и показатель плохого качества водки.

Ещё один из показателей качества водки – это щелочность воды (показатель — объём соляной кислоты, используемый для титрования водки), используемой для создания водочного раствора. «Жёсткую» щёлочную воду производители стараются «смягчить», прогоняя через всевозможные фильтры. Впрочем, полностью очищенная от всех примесей вода – тоже плохо: это спиртовый раствор, в котором нет никакого вкуса.

IMG_9132.jpgIMG_9124.jpgIMG_9142.jpgIMG_9156.jpgIMG_9162.jpgIMG_9167.jpg

 

Качество воды в водке – предмет постоянных маркетинговых манипуляций. По уверениям производителей водки, они используют только экологически чистую воду, бережно очищенную, чтобы сохранить все её полезные свойства. Некоторые маркетологи идут ещё дальше и пересказывают связанные с водой местные легенды, уверяя в полезных свойствах воды.

Такую легенду о волшебных пяти озёрах, к примеру, использует «Омсквинпром». Насколько экологичная на самом деле вода в пяти озёрах Омской области (развитом туристическом центре, где за сезон «проходят» тысячи людей) или в одном из районов области с развитой промышленностью, остаётся только догадываться. Да и какую воду на самом деле используют на производстве, покупатель не видит.

Ещё одна прибыльная для маркетологов тема – это очистка спиртового раствора при производстве водки. Фильтрация водки — часть производственного процесса, причём довольно стандартная и не очень затратная. Но, так как очищать водно-спиртовый раствор можно разными способами, и даже довольно экстравагантными, то маркетологи изо всех сил стараются преподнести покупателям фильтрацию как некое уникальное качество продукта.

8xNYYCoUMlM.jpg9g9r1P_eodw.jpgKrvwIgIYPvM.jpgnprOmRfmcaQ.jpg

 

Водку пропускают через песочные, угольные, кокосовые фильтры, очищают сухим молоком, яичным белком, заморозкой, серебром. Используют бриллиантовые и золотые фильтры, и даже добавляют в бутылки частицы золота и серебра. Эффект у этих способов примерно одинаковый, а вот психологическое воздействие на покупателя – разное.

Из тех образцов, что мы привезли в лабораторию, эксперты обратили внимание на три бутылки: производители одной из марок убеждают, что их напиток очищен молоком, другой – что водка очищена холодом, а на третьей бутылке красуется сообщение, что раствор прошёл через 13 метров угольного фильтра.

Результаты экспертизы

По результатам лабораторных исследований выяснилось, что нормативам не соответствует только один продукт – водка «Белая берёза». Напитку не достаёт крепости, и в жидкости были обнаружены посторонние технологические включения. При этом абсолютно вся водка соответствует нормативам по содержанию метилового спирта.

крепость.jpgметиловый спирт.jpgE8u542N69dI.jpgY5Z1Fxtf40w.jpg

 

Дегустация

Помимо физико-химических показателей, эксперты оценили органолептические показатели водки. С дегустации была снята «Белая берёза». Водка «Беленькая» была разлита на кузбасском заводе, поэтому не оценивалась в ряду ввозимых напитков.

Водку эксперты по трём показателям: цвет, аромат и вкус. За каждый из них эксперты выставляли оценки (по десятибалльной шкале), по которым потом вычисляли средний балл. Отсутствие резкого вкуса и постороннего привкуса, свойственный данному напитку аромат и чистый цвет без мутных примесей – признаки хорошего качества продукта.

IMG_8969.jpg

Органолептические показатели напитков, набравших более 9 баллов, оцениваются как «отличные», с результатом от 8 до 9 баллов – как «хорошие», от 7 до 8 – как «удовлетворительные». Оценка 7 баллов и ниже свидетельствует о плохом качестве продукта. Из поступивших в лабораторию образцов меньше всего баллов набрала «Путинка», а больше всего – «Пять озёр» и «Русский стандарт».

a4RTADmmY5M.jpg

Дегустаторы отметили, что большинство из представленных марок водки имеют резкий запах и горький вкус, хотя и соответствуют ГОСТу по результатам анализов. По органолептическим показателям большая часть этой продукции была отмечена как «хорошая».


Марина Иголинская, начальник испытательной лаборатории Кемеровского центра стандартизации и метрологии:

«Испытания не прошла только водка «Белая берёза». Она обладает недостаточной крепостью, в жидкости присутствуют посторонние включения. Несмотря на то, что норма содержания опасного метилового спирта в ней не превышена, у этой продукции есть признаки контрафактности. К тому же, наверняка напиток пользуется популярностью из-за своей низкой цены. А употребление контрафактной алкогольной продукции может быть очень опасным. 

В этом случае нам, можно сказать, повезло. Ежегодно очень много людей теряют здоровье после употребления контрафактного алкоголя, поэтому при покупке водки всегда нужно проявлять осторожность. Внимательно осматривайте бутылку перед покупкой: если она выглядит подозрительно, лучше воздержаться от такого приобретения».

Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью!

Текст: Екатерина Бухтиярова.

Фото: Максим Киселёв.

Текст: Екатерина Бухтиярова.
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp