В последнее время границы между «мужскими» и «женскими» профессиями стираются, а призывы «girl power» звучат из каждого «утюга». Шутки про «сильных и независимых» женщин перестали быть шутками, ведь представительницы прекрасного пола уже не ограничены в выборе рода деятельности.
Нетипичная для женщин профессия – водитель такси – набирает популярность. За последний год автолюбительниц порядком прибавилось, в том числе и в Кузбассе. Почему женщины идут работать в такси, что самое сложное в этой профессии и каких клиентов больше всего не любят водители – узнавал корреспондент Сибдепо.
О мотивации
«Первый вопрос пассажиров: а почему в такси?», — говорит кемеровчанка Наталья К, которая работает водителем уже более 15 лет. Мотивация женщин — водителей самая разная – от поиска приключений до подбора жениха, но для кого-то эта работа – осознанный выбор и основной способ заработка.
« Я не люблю офисную работу, поэтому пошла работать в такси. Сперва было интересно – хотелось ездить на машине и получать за это деньги, быть в постоянном движении. Потом это стало уже основной работой. Близкие отнеслись очень отрицательно. Как говорят: «не оправдала надежд». Приняли только лет через 7-8, а у отца до сих пор очень предвзятое мнение», — рассказала Татьяна С., стаж работы в такси 15 лет.
Близкие Натальи беспокоятся о ней и сегодня. Женщина сменила несколько работ, связанных с вождением, сейчас такси — лишь подработка. Но призывы «хватит по ночам кататься» звучат в её адрес и по сей день.
Анна П. работает в такси около года, и негатива от родственников не было никогда. Девушку поддержал даже молодой человек, водить такси для неё – настоящая страсть.
«Я не представляю свою жизнь без вождения, это моё на 100%. Очень благодарна родителям, за то, что всегда поддерживали меня и помогли отучиться на права ещё в 17 лет. Я сразу знала, куда пойду работать. И это, конечно, не предел моих мечтаний, но в дальнейшем вижу себя только в сфере, связанной с вождением. Может, открою свой бизнес, — рассказала Анна, стаж работы в такси около года.
«А не страшно?»
Второй по популярности вопрос к женщинам-таксисткам: « Как вам не страшно?». Опытные автомобилистки в один голос утверждают, что об опасных ситуациях лучше и не думать, ведь от негатива не застрахован никто. «Страшно голодным остаться. Это обычная работа: сел — поехал», — говорит в таких случаях Татьяна.
«Раньше в такси было опасно. В начале 2000 годов и под пистолетами с ножами побывали, и машины нам переворачивали, чего только не было. Женщины в такси тогда были редкостью, поэтому мужчины интересовались, а не оказываем ли мы каких-нибудь «других услуг». На неприятных историях лучше не концентрироваться и даже вслух это не произносить», — рассказала Наталья.
Молодое поколение женщин-водителей здесь оказалось солидарным с более опытными коллегами. Анна рассказала, что старается не брать заказы в неблагополучных районах города, особенно по ночам.
«У меня был один очень неприятный случай, когда подвыпивший мужчина начал откровенно приставать и отказывался выходить из машины. Мне тогда помогло то, что мимо проходили парни, смогла позвать их на помощь. После того случая я иногда могу даже отказать в поездке, если человек слишком подозрительный. Ещё отказываюсь от заказов в бани, уже выучила их адреса. Но страха как такового нет», — отмечает Анна.
А вот чего женщины-водители действительно боятся – так это, как ни странно, мамочек с детьми. По словам таксисток они – самые худшие клиенты, хотя изначально ориентация была именно на этих пассажиров.
«Уже больше 10 лет введён закон о детских креслах, но нам все время пытаются рассказать: «ничего страшного, нас так везли, и вы везите». Говорят, что ребёнок не сидит в кресле, да и вообще в своей машине его никогда не пристёгивают. Многие залипают в телефоны, пока их детей рвёт или они пачкают весь салон. Ставят детей в обуви ногами на кресло. Не захочешь эти 100 рублей, когда за мойку машины отдавать потом три тысячи», – рассказала Наталья.
Как отмечает Татьяна, «хороших людей – большинство». Опытные водители зачастую становятся и опытными психологами. Всегда знают, что и кому ответить, с кем поговорить, а кого не трогать. С начала нулевых до сегодняшнего дня в Кемерове осталось меньше десятка «старожилов» женщин –водителей. Ведь, как они сами смеются, «если хочешь треш – иди работать в такси».
Перспективы
И заключительный вопрос, который слышат женщины в такси: «Много зарабатываете?». В регионах, как отмечают сами водители, зарплаты значительно ниже, чем в Москве – и тут уже многое зависит от самого человека. Наталья работает инструктором по вождению в автошколе, такси сейчас лишь дополнительный заработок.
«Мне нравится работать инструктором, очень радуюсь за людей, когда вижу их успехи. В преподавании я могу раскрыть свой потенциал, хотя работа тоже очень нервная. Ученик только подумал, а ты уже должен предотвратить. Но это важно – внести свой вклад, особенно когда видишь ситуацию на дорогах. Многие приходят и спрашивают: «Как купить права?» Таким сразу предлагаю идти прямиком в ГАИ и в окошке задать тот же вопрос. Это не шутки — это очень страшно», — отмечает Наталья.
Сейчас, по словам женщин, по сравнению с началом 2000-х годов, такси пришло в упадок – прежде всего, для самих водителей. Частные фирмы открываются практически каждый месяц, из-за большой конкуренции цены на услуги снижаются. Нет и разговора о гарантиях и компенсациях – здесь «клиент всегда прав». Поэтому женщины, как и мужчины, сталкиваются с огромными трудностями за сравнительно небольшие деньги.
“Я получаю около 30 тысяч за месяц работы, выхожу в полный день, с 11 до 23. Это тяжёлый труд эмоционально и физически. Наверное, если бы я не любила так своё дело, давно бы ушла. Но я не планирую на этом останавливаться, хочу открыть собственный хороший таксопарк лет через 10”, — поделилась Анна.
За годы работы водители прекрасного пола слышали много разного в свой адрес. «А вы вообще водить то умеете?», — спрашивали коллеги-мужчины, когда женщина за рулём еще была в диковинку.
“Многие считают, что работа в такси не престижная, даже жалеют. А ведь от настоящих профессионалов, которых мало, зависит самое ценное — жизни людей. И здесь уже не важно, мужчина ты или женщина”, — отметила Анна.