×

«Это просто обдираловка»: история дальнобойщика о своём бизнесе

Мы пообщались с местным предпринимателем о «дальнобойном» бизнесе. Мужчина с самого детства мечтал стать водителем, и сейчас владеет небольшим делом по грузоперевозкам. Это один из наших самых честных собеседников, который откровенно рассказал про свой доход, штрафы, кражи на дорогах, ну и, конечно, «Платон». Об этом и многом другом читайте в новом материале Сибдепо.

Про СССР и не такие уж лихие 90-е

За рулём я с 85-ого года. До этого учился в ДОСААФе, всю жизнь мечтал стать водителем. Фур в то время ещё не было, поэтому начинал с «газика», бензовоза. Потом была сельхозтехника, потом агропромтранс, мой любимый. Там, скажем так, всё и началось. Я работал на КАМАЗе, обслуживал колхозы, ездил на уборку. В принципе, мои первые дальнобойные рейсы здесь и начинались. Я тогда всё время просился у начальника: отправь подальше, отправь подальше. Не терпелось мне, прям хотел. Особенно глядя на других закоренелых дальнобойщиков. Пока каким-то утром мне не сказали – бери путёвку, и на Москву. Так что первый рейс был Новокузнецк – Москва. До этого ездил максимум в Новосибирск. Когда доехал до Челябинска, маленько мандраж схватил, но ничего. В Москве появилась уверенность, что раз сюда доехал, значит, смогу вернуться обратно. Сейчас там «движняк» страшный, караваны идут, а в то время полторы машины. Раньше везде примерно одинаковая ситуация на дорогах была.

В 90-е выкупил КАМАЗы и начал работать на себя. Во время «перестройки», когда люди массово пошли в бизнес, подумал, почему бы и мне не попробовать. Предприятия всё равно разваливались. В 90-ые сильно я не попадал. Не было такого, чтобы прямо смертельно опасно было. Но кое-где приходилось платить. В основном деньги брали спортивные ребята на «девятках». Под Челябинском долгое время опасно было. Сломался, остановился – обязательно к тебе кто-нибудь подъедет. Это продолжалось все 90-ые и даже двухтысячные. Потом наступило затишье, видимо пересажали их всех. А потом снова началось. Но сейчас, конечно, всё стабилизировалось. Не сказать, что я сильно тогда страдал, однако был случай – пытались прижать на «девятке». Но я же на фуре шёл, вильнул на них, они чуть в кювет не улетели. Забавно было: еду спокойно, напротив меня ровняется машина, показывают блокнот, мол, остановись, отметься. Я даже не думал. Резко дернул руль в их сторону. Но они тоже видимо были учёные, поэтому сразу отстали. За всех говорить не могут, но я не останавливался. А в основном-то ловили только во время остановок.

Про то, как обстоят дела сейчас

Сейчас, конечно, всё может быть, нужно помнить, что дураков хватает и на дороге, и вообще во всех профессиях. Сегодня на трассах сервис хороший, на обочинах можно и не ночевать. Молодым всегда говорю: не жалей этот «стольник», заезжай на стоянку и спи спокойно. А так, ты сэкономишь сто рублей, но зато у тебя солярку сольют, «запаски» поснимают, могут и колёса скрутить. Ещё могут тент порезать, в кузов залезть. Как минимум посмотрят, если найдут что-то ценное, то вытащат. На популярных трассах, по типу Москва – Питер, зачастую уже подготовленные люди действуют. Могут прямо на ходу с капота в кузов залезть. Мне максимум солярку сливали. Притом, это было даже не на обочине, а на стоянке в Омской области. Даже крышку на баке не оставили.

Если говорить про грузы, то возим всякое. Сейчас спрос на всё, и всё возят на фурах. Но в основном это, конечно, ТНПы: товары народного потребления. Сейчас колоны идут, аж страшно. Порою остановишься на обочине, потом тронуться не можешь. Загруженность очень большая. Время от времени между колонами шныряет «мелкота». В сезон особенно тяжело на юг ехать, когда все идут в отпуск. Дорога легковушками просто кишит.

Сейчас у меня три фуры. В основном сам езжу, но иногда помогает сын товарища, а одна машина пока стоит без водителя. Серьезных ДТП, слава богу, не было. Разок разве что одна фура ложилась на бок. Я спереди ехал и прям видел, как мой водитель ложился. Там авария была на повороте, я притормозил, а он маленько «прощёлкал», и чтобы мне же в «задницу» не приехать ушёл в кювет и лег на бок. Сам водитель тогда даже не пострадал. Но с фурами потом начинаются проблемы. И груз страдает, и машины. Фуру вообще-то поднять проблематично. Там начинается: краны, тягачи. Три дня мы там «плясали». За груз с нас, конечно, вычли.

Про жизнь в дороге

Если говорить про популярные направления, то, например, до Москвы ехать, грубо говоря, пять суток. Туда-обратно почти две недели получается, пока загрузка, пока выгрузка. У меня к тому же там ещё друзья и дети живут. Дети то разъехались, а меня не тянет, живу на малой родине. Старшая, вон, вообще в Италии, младшая живёт и работает в Москве. Да и не люблю Москву, суетная. А тут у меня всё понятно – вот гараж, вот машинки. Всё знаю, и меня все знают. А так в целом езжу везде, где есть стоящий груз, и в Питер, и в Москву, и на юг, и на север – везде. В городах, правда, бываю редко, сейчас в основном объездные, поэтому какого-то особенного города выделить не могу. Все одинаковые.

Досуга в дороге как такого нет. Максимум – переночевать, поесть. Если мы поехали, то работаем. Особо расслабляться не приходится. Приехал, выгрузился и тут же голова забита – надо грузиться и домой. Но мне в этом плане проще, я же сам по себе, могу и не грузиться, могу хоть месяц в Москве жить. Никто меня не заставит, я на себя работаю. Но не сказать, что меня месяцами дома не бывает. Самые долгие рейсы были по три недели, и то с отдыхом. Семья не возмущается – это же работа. К тому же мы порою совмещаем приятное с полезным. Был рейс на юг, позвонил супруге, она прилетела, неделю в Анапе отдыхали.

В быту на дороге сейчас многое изменилось. Как я говорил, уже нет необходимости стоять на обочинах, всё везде есть. Стоянки, заправки, горючего всегда хватает, хоть и цену задрали. В девяностые единственная кухня, которую ты мог себе позволить – это «шмелёк» на бензине. Сворил, поел, вот и всё. Хотя сейчас почти всё есть в машинах: и печка, и холодильник, и спальник. Последнее – самая востребованная часть машины, на хостелах можно разорится. Но в плане питания это, конечно, кафе. Однако и любимая супруга выручает. В обед всегда стараешься где-то остановиться, потому что питание для дальнобойщика – очень важно. Я всегда стараюсь горячее покушать, не экономлю на своём желудке.

Про заработок и штрафы

Три фуры на жизнь вполне хватает. Но они и тянут: запчасти и топливо дорогие, а ставки не высокие. Опять же, от Москвы до нас, туда-обратно – 3 тысячи литров солярки, это если грубо. Или 135 тысяч рублей только на топливо. При том, в России есть одна интересная вещь. С Москвы до Новосибирска ставка – 140 тысяч, а с Новосибирска до Москвы – пятьдесят. Если шестьдесят дадут, то уже хорошо. Хотя мы те же колёса трём, ту же солярку жжём. Так что, половина дохода уходит на топливо. Но жаловаться не приходится. Допустим, из Кемерова до Москвы – 60 тысяч, обратно ещё сто шестьдесят. С рейса всё равно тысяч 80 должно остаться. Водителям все платят по-разному, но обычно зарплата зависит от километража. Я, допустим, платил 20% от чистой прибыли и 500 рублей суточные, либо 25% и он уже сам. Без суточных.

Гаишники на самом деле не часто цепляются. Сейчас посты позакрывали в основном, поэтому, можно сказать, если не нарушаешь, тебя и не трогают. А ещё, было весёлое время, когда они не имели права останавливать нигде кроме постов. Посты закрыли и нас вообще не трогали. Так что едешь, ничего не нарушаешь, и он тебя не остановит. Хотя сейчас им опять дали добро, снова могут проверять. Но опять же, обычно, если ты ничего не нарушил, то всё кончается проверкой документов. Взяток тоже нет, да и зачем ему это, если он может с работы вылететь. Да и мне, сейчас предложи ему взятку, меня же ещё и посадят. Проще заплатить 50% по протоколу. Но и сами штрафы бывают не часто. Обычно платишь если только где-то знак прощёлкал.

Про «Платон»

«Платон» стоит, но его все стараются любыми путями обходить. Если его ещё полностью платить – это просто обдираловка. Я, если честно, даже не знаю сколько они там снимают, если ты его включишь и будешь ехать. Поэтому не могу сказать, сколько сейчас километр стоит но, скажем, если на ту же Москву ехать, то туда-обратно больше 10 тысяч они снимут. Хотя некоторые им пользуются, в основном «ооошки». Если тебя без него поймают, то по-моему «пятёрочка» штрафа предусмотрена. А если вовремя заплатил, то 2500. Получается, штрафы платить выгоднее, чем регулярно им пользоваться. Разок и я на этом попадался. Это был самый большой штраф, который я выплачивал. Если он выключен, а тебя остановили, то тут уже ничего не попишешь. Гаишники, слава богу, не смотрят, только транспортная инспекция.

Из-за всего этого к различным забастовкам дальнобойщиков я отношусь положительно. Потому что это кроме как рэкетом, больше никак не назовёшь. Мы же все налоги платим, в том числе и транспортный. Он на одну фуру порядка 40 тысяч рублей в год выходит. А тут они захотели и ещё один придумали. Такие вот платные федеральные дороги.

Текст: Кирилл Антонов.
Фото: т/с "Бригада", pixabay.com,pxhere.com, архив Сибдепо
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp