×

Генетика или природа: педагог-психолог ответила на самые волнующие вопросы об аутизме

Пугающая статистика — на каждого 36-го здорового ребенка рождается один ребенок с аутизмом — тяжелым психическим расстройством, которое характеризуется нарушением взаимодействия с социумом и коммуникации. Причем у мальчиков заболевание встречается гораздо чаще, чем у девочек. Откуда такая статистика и как понять, что в семье родился ребенок, который по-другому смотрит на этот мир, выяснял корреспондент Сибдепо.

Типичный снаружи и другой изнутри

Второклассник Даниил несмотря на лето и каникулы спешит на занятия, причем на необычные. Каждый день он и его родители приезжают в кузбасский центр «Здоровье и развитие личности», где его окружают заботливые и внимательные педагоги-психологи. В свои 10 лет мальчик не говорит, а лишь произносит некоторые слова и вокализирует звуки. У него плохо развиты самые необходимые навыки ученика — не может усидеть на одном месте долго. 

Руководитель регионального ресурсного центра по организации комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с расстройством аутистического спектра Кузбасского РЦППМС «Здоровье и развитие личности», педагог-психолог Ирина Ничипорук рассказала, что мальчика хотели перевести на домашнее обучение из-за нежелательных форм поведения — он много кричал и дрался.

«Какое-то время Даниил не ходил в школу. Сейчас, что происходит с Даниилом — это просто супер. Раньше он мог кричать, размахивать руками. Сейчас остались еще какие-то формы нежелательного поведения, но они часто на отказ, то есть, например, он хочет заглянуть в шкаф, ему говоришь: «Нельзя», он может покричать или поплакать. Но гораздо быстрее успокаивается. Даниил может ходить гулять на улице. Он может выполнять какие-то элементарные бытовые инструкции. Это уже огромный плюс», — рассказала корреспонденту Сибдепо эксперт. 

 

Даниил начал заниматься в центре с весны прошлого года. Занятия мальчик проходит курсами по 10 дней в течение одного часа. 

«Во время занятия мы используем разные формы игры. Мы стараемся помочь, чтобы ему было комфортно в школе. Он выполняет определенное количество задания за столом, после чего ему нужна перемена», — отметила Ирина Ничипорук. 

Занятия начинаются с легкой разминки. Даниилу включат звуки природы или животных, на столе перед ним лежат специальные карточки. Мальчик с удовольствием показывает на картинку и повторяет за педагогом слова.

Далее педагог берет в руку кубики и показывает ученику. Так мальчик делает упражнение на двигательную координацию. Он сначала переводит взгляд на предмет, а затем берет игрушку в руку и складывает ее на место. 

После 10-минутных занятий у Даниила перемена. В кабинете у него есть свое место для отдыха — это мягкий уголок, где он может поиграть. Затем занятия продолжаются.

 

«Красные флажки»

Ребенка с расстройством аутистического спектра просто так на улице можно не узнать и не определить, что у него есть какие-либо нарушения. Такие дети чаще всего внешне никак не отличаются от типичных детей.  Единственное, что их может отличить — это поведение. 

«Это дети, которые находятся в своем мире. Что отличает ребенка с аутизмом от обычного ребенка — это, во-первых, нарушение речи, они часто не используют речь, как коммуникацию. Второе — такие дети часто имеют стереотипные формы поведения. И следующее, что отличает таких детей — они не вступают в контакт с другими людьми, им другой человек не всегда нужен», — уточнила Ирина Федоровна.

По словам эксперта, первые признаки заболевания появляются во младенчестве и в раннем детском возрасте, родителям следует обращать внимание на так называемые «красные флажки». 

«Ребенок не фиксирует взгляд на взрослом, не испытывает дискомфорт, им может быть все-равно, что с ними происходит, либо наоборот повышенная чувствительность, задержка физического развития. Эти дети могут не изучать мир, как типичный ребенок. Ребенок находится в подавленном настроении, может много плакать, хотя видимых причин нет. Тогда родители идут в больницу, его обследуют. Затем выясняется, что с ребенком все нормально, но настроение у него чаще подавлено, он хнычет, ему все дискомфортно, это своеобразный флажок для родителей, чтобы пойти к специалистам. Показать ребенка неврологу, психологу, дефектологу, показать ребенка тому специалисту, который может оценить риски», — уточнила эксперт.

Виноваты гены?

Причины возникновения расстройств аутистического спектра до сих пор до конца не изучены. Однако считается, что это совокупные нарушения в генетике и экологии. 

«Например, во время беременности мама перенесла какое-то заболевание и поэтому случилось так, что у ребенка аутизм. В родах могло что-то случится не так, то есть единого ответа нет. Ученые над этим до сих пор работают», — сообщила Ирина Ничипорук.

Особых мер профилактики нет, аутизм нельзя предупредить, такие дети просто рождаются. Поэтому ни один человек не застрахован от того, что в его семье появится другой ребенок. Обычно, родители к такому не готовы. По опыту педагога-психолога, на принятие всей ситуации уходит много времени, потому что взрослый понимает, что это то, с чем ему жить до конца жизни. 

Однако сейчас, родители уже более спокойно относятся к диагнозу, зная его. Они понимают, что сейчас есть очень много методов, технологий, благодаря которым можно ребенку помочь. 

«Чем раньше мы начинаем коррекцию, тем больше мы можем дать своему ребенку. Такие дети на выходе дают очень хорошие результаты, например, из детского сада», — отметила эксперт. 

Не нарушая границы

В зависимости от количества симптомов и их выраженности выделяют три типа расстройств аутистического спектра: детский аутизм, атипичный аутизм и синдром Аспергера, где последний является наиболее мягкой формой психического нарушения. Здесь не страдает интеллект, некоторые изменения могут расцениваться как особенности человека и не мешать развитию, реализации и социальной адаптации. 

Как заверяет Ирина Ничипорук, чем раньше выявлена проблема, тем больше можно вложить в ребенка, тем быстрее его можно приблизить к типичному развитию. Прививать жить по определенным порядкам и правилам, чтобы ребенок мог легче ужиться в этом мире.

«Конечно, нет такой таблетки или методики, которая бы полностью излечила аутизм. Но сформировать навыки, научить ребенка вести себя в обществе среди других детей, научить ребенка пользоваться элементарными предметами — нужно и тогда у него будет больше шансов пойти в общеобразовательную школу. Да у него будут свои особенности, но он будет социально готов к вхождению к такому коллективу», — сказала эксперт. 

Они видят мир по-другому

Аутизм — это не болезнь, поэтому от него невозможно вылечиться. Большая задача родителей — это принять такого ребенка, от начала и до конца. Чем раньше родитель сделает этот шаг навстречу своему ребенку, именно в принятии, тем быстрее пойдет динамика не только у ребенка, но и в семье вообще.

«Ему нужна та же любовь, ласка и внимание, ему нужно чуть больше времени для формирования каких-либо навыков. Он есть, он такой же ребенок, просто немного по-другому видит этот мир», — подытожила эксперт.

Текст: Владимир Огурцов.
Фото: freepik, Сибдепо, freepik/prostooleh
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp