Генплан Кемерово-2032

КАК БУДЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ ГОРОД В БУДУЩЕМ?
Генеральный план столицы Кузбасса был принят в 2011 году и подписывал его ещё тогдашний мэр Владимир Михайлов. Первая очередь нововведений должна быть готова к 2020 году, а совсем уже преобразившийся Кемерово заиграет бетонными мускулами и новыми дорогами к 2032 году. План определяет сам вектор развития города, при этом он принципиально не отличается от генплана 1969 года.
Сибдепо разобрал документ "по косточкам" и выбрал самое интересное и важное для горожан.
Всем интересно, как будет выглядеть город в будущем. В каких условиях предстоит жить нам и нашим детям. И на счастье кемеровчан есть план. Однако в нём информация дана в весьма аскетичной манере, а иллюстрации будут понятны только специалистам с навыками геодезиста. Сибдепо решил несколько упростить и «очеловечить» информацию из плана. Пришлось немного пожертвовать инженерной точностью. Редакция просит читателей отнестись к этому с пониманием.

Генплан кемерово-2032

Дороги

В городе будут создаваться дороги-дублёры и объездные трассы.
Нужно разгрузить существующую дорожную сеть.
Планируется улучшить дорожную сеть кемеровской агломерации и избавить город от транзитного транспорта, а транзитный транспорт — от города. Асфальт на улицах будет целее, колея меньше, а грузы будут идти быстрее, не застревая в кемеровских пробках.
Объезды
Для этого в первую очередь необходимо будет построить западный обход. Трассу М-53 «Байкал» пустят мимо Кемерова. А из Ягуновки будет построена дорога, примыкающая к М-53. Посёлок Пионер и всё ту же Ягуновку соединят южным участком кольцевой объездной дороги. Задача максимум — построить «глубокий восточный обход». Он протянется по направлению Новокузнецк-Анжеро-Судженск и напрямую соединит Берёзовский и Берёзово.
Кемерово — единственный город на федеральной трассе «Байкал», где эта дорога проходит через городскую застройку. Одна из задач генплана — пустить транзитный транспорт мимо.
Сергей Барыков, заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства г. Кемерово
Жирными линиями обозначены планируемые дороги.
Обратите внимание на новые мосты — они соединяют правый и левый берег красной и фиолетовой линиями.
Кемеровская кольцевая
Второе ноу-хау - это кольцевая дорога. Как МКАД, только своя, кузбасская. Кольцо замкнётся через Пионер – Ягуновский – аэропорт Кемерово – пос. Металлплощадка – мост через р. Томь в Ленинском районе – проектируемый район Люскус – выход на западный обход в районе Северного промузла.
Звучит сложно, но жизнь упростит значительно. Благодаря кольцевой транзитный транспорт будет проходить мимо Кемерова как российские легкоатлеты мимо Олимпиады в Рио.
ГЕНПЛАН КЕМЕРОВО-2032

Новые мосты

Через Томь до 2032 года будет переброшен ещё один мост. Второй - после 2032-го.
Таким образом, реку кемеровчане будут пересекать по четырём мостам. Плюс старый Кузнецкий мост в никуда и железнодорожный мост в Кировском — про запас.
Первый мост через Томь будет продолжением Восточного обхода - он будет восточнее Комсомольского проспекта. Второй мост проложит путь для федеральной трассы М53 "Байкал".
На мой взгляд, важнее в первую очередь построить мост для транзитного транспорта, а не мост восточнее Комсомольского проспекта. Это избавит нас от коллапса на Кузнецком.
Сергей Барыков, заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства г. Кемерово
За расчётный срок, то есть когда-то после 2032 года, планируется строительство ещё одного моста. Он соединит Жургавань с Ленинским районом. Через него по проспекту Химиков можно будет доехать до Лесной поляны, минуя кемеровские кварталы.

Пока городские архитекторы не могут сказать, какими будут эти мосты, ссылаясь на то, что генплан —это документ, намечающий общие штрихи. А вот облик конкретных сооружений — в нашем случае мостов — будут определять специальные проекты. А они упрутся в финансовые возможности города и инженерные условия. Пока изысканий по мостам не велось.
итого
К 2032 году в Кемерове появятся:
ещё два моста через Томь

к пяти существующим развязкам добавятся ещё 22

путепроводов станет 15 вместо нынешних 11.
А как же Кировский и «Радуга»?
Про них тоже не забыли. Ездить в Кировский и через него станет проще. Появится дублёр улицы Нахимова. Он соединит трассу на Лесную поляну и кемеровскую КАД.

Западный обход Кемерова получит доступ к Рудничному району через отдельную магистраль. Она пройдет через Люскус (там будет проектироваться жилой район) и через Лесную поляну.

Выходит, что жителям отдалённых районов для того, чтобы покинуть город, не придётся ехать через Кировский и не нужно будет стоять на выезде на Терешковой и Тухачевского. Вместо этого можно будет просто выехать сразу на кольцевую, на восточный или западный обходы.

Кировский район свяжут в Рудничным — для этого город планирует построить дорогу между Инициативной и проспектом Шахтёров.

Не получил развития этот вопрос и в 2015 году, когда в план были внесены изменения.
генплан кемерово-2032

Застройка

Город будет расти, в основном, за счёт Рудничного района и Лесной Поляны.
Освоение Ленинского уже началось.
«Частник»
Во-первых, просторы «частника» никуда не денутся — они будут и дальше радовать гостей и жителей города самобытностью архитектурных форм и зеленью приусадебных насаждений. Исключение — только наиболее ценные градостроительные зоны: вдоль Сибиряков-Гвардейцев и деревня Красная.
На Сибиряков-Гвардейцев в первую очередь, то есть к 2020 году, появятся многоэтажные кварталы по северной стороне - той, что ближе к проспекту Ленина.

А вот по южной стороне улицы от Искитимской до Стадиона «Сибиряк» вдоль дороги будут возведены деловые здания. За ними сохранится частная застройка. Полностью застроены будут лишь кварталы, примыкающие к стадиону по обе стороны.

В квадрате Каменская-Весёлая-Проходная «частник» сменят жилые высотки. В остальном генплан всячески защищает кемеровский частный сектор от сплошной реконструкции. Так что и в 2032 году кемеровчане по-прежнему смогут выращивать плодово-овощные культуры прямо в черте города.
РАЙОНЫ РАСТИ ПРЕКРАТЯТ
Старые районы, по мнению специалистов, сформировались полностью. Это значит, что потенциал Кировского, Центрального Заводского районов практически исчерпан. К этой же категории относятся и Кедровка и Промышленновский.

Многоквартирная застройка будет в том числе расти за счёт Рудничного и Ленинского районов. Город будет расширяться на восток-юго-восток. Примечательно, что Комсомольский проспект, который разделён пустырём, согласно генплану, до ума будет доведен в первую очередь, то есть к 2020 году. Сейчас на пустыре располагаются два комплекса «многофункциональной общественно-деловой застройки». Но к 2020 году Комсомольский, наконец, станет проспектом, в северной части которого расположится мост через Томь.

:
ОКРАИНЫ БУДУТ РАСТИ
Малоэтажная застройка — это дома высотой до трёх этажей. Выше трёх — многоэтажная застройка.
Лесной поляне прочат дальнейший рост за счёт малоэтажной застройки. Те же перспективы ожидают Ягуновский.
Лесная поляна останется единственным городом-спутником. Она будет прирастать и за счёт многоэтажной застройки.
Если у города будет возможность подтянуть магистральные сети на территорию Люскуса, то он будет по природным условиям не хуже, чем Лесная Поляна. В районе Люскуса застройка планируется многоэтажная.
Сергей Барыков, заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства г. Кемерово
На Люскусе застройка начнётся после того, как земля в Ленинском районе закончится. Но к освоению этой территории город приступит к последнюю очередь.
По словам Сергея Барыкова, посёлки Пионер и Ягуновский будут застраиваться за счёт реконструкции. То есть там нет необходимости осваивать новые территории. Вместо этого будут сносить бараки и старые дома, на их местах будет появляться новое жильё.
Архитектор убеждён, что городу сейчас территориально расти не нужно. Ресурс территории позволяет вести масштабную застройку, не выходя за нынешние пределы Кемерова.
На сегодняшний момент ресурс территорий в Кемерове позволяет строить без сноса. Так, на Комсомольском проспекте и Восточном проезде ресурс позволяет построить миллион квадратных метров жилья. Эти 100 Га будет застраивать СДС.
На Марковцева и бульваре Строителей территория позволяет ввести в эксплуатацию 300 тысяч квадратных метров жилья.

Сергей Барыков, заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства г. Кемерово
Когда земля в Ленинском районе закончится, начнётся застройка от улицы Терешковой до реки Люскус. Вдоль правого берега Томи. Но к освоению этой территории город приступит к последнюю очередь.

генплан кемерово-2032

Стройка в историческом центре

Стройка развернётся на "Швейке"
После внесения в план изменений в 2015 году, было решено продолжить точечную застройку в историческом центре. Целый квартал рядом с "Олимп Плаза" ожидает снос. Но свято место пусто не бывает, поэтому между улицами Черняховского-Ленина-Дарвина-Коммунистическая раскинется «деловой квартал». По заверениям городских властей, высота зданий там не будет превышать 25 метров.
Неподалёку уже строится деловой комплекс "Шервуд", который строит компания "Мера". Работы по реализации проекта уже начаты. Это будет здание со стеклянным фасадом в 14 этажей высотой и площадью 35 500 квадратным метров. О сроке сдачи бизнес-центра информации пока нет.
Тогда же, в 2015 году, было принято решение отложить возведение микрорайона между Серебряным бором и Лесной поляной. Раньше 2032 года строительство там не начнётся.
А как же парки?
Рекреационные зоны центра города останутся в тех же пределах, что и сейчас. Прирост скверами и парками планируется за счёт берега Томи между рекой и Притомским проспектом. Там появятся несколько жилых и деловых кварталов. Те участки, которые не покроют асфальтом и бетоном, отнесены к зеленым насаждениям общего пользования.
рекреация
Притомскую набережную протянут до Кузбасского моста
Таким образом, она заменит 3-ю Заречную. На 4-ой и 5-й Заречных появятся жилые дома. В итоге Притомский проспект будет застроен с обеих сторон.
В ближайшее время — а именно в 2016 году — в центре города появится понтонный мост на остров. И.о. главы города Илья Середюк рассказал об этом журналистам в середине мая. Стоимость моста составит 10 млн рублей, и сейчас мэрия подбирает варианты. Середюк считает, что мост через Томь необходим, потому что остров является излюбленным местом отдыха кемеровчан.
Мы ищем и хотим приобрести туда небольшой, лёгкий понтонный мост, потому что тот мост, который когда-то связывал большую и малую землю, сдан на металлолом.
Илья Середюк, и.о. главы города Кемерово
генплан кемерово-2032

Что будет в центре?

Транспортные потоки «в центр-из центра» в часы пик не уменьшатся.
Исторический центр города уже превратился и в деловой.
Этот тренд характерен для многих российских городов, и Кемерово — не исключение.
Учитывая, что жилой фонд постепенно переходит в нежилой (то есть под офисы), а старые производственно-административные здания также осваивает бизнес, в ближайшие годы мы получим больше офисов в центре. Больше машин и больше пробок.
Заместитель начальника архитектуры и градостроительства г. Кемерово Сергей Барыков пояснил, что для любой территории разрабатывается проект планировки. И в нем предусматриваются все коммуникации, включая парковочные места. Так как исторический центр проектировался исходя их потребностей плановой экономики СССР, большого количества парковочных мест не планировалось. Сейчас в центре нет свободных площадей и нет возможности снести какие-то сооружения в угоду автомобилистам.
Планировалась сеть муниципальных парковок.
Один из вариантов — это бывшая территория малой площади КЭМЗа. Там, где находится пожарное депо. В этом месте предлагалось строительство многоэтажного паркинга. Но развития идея не получила.

Сергей Барыков, заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства г. Кемерово
Генплан ничего не говорит об увеличении парковочных мест. Практика коммерческого строительства тоже такова, что подземных паркингов в городе крайне мало.
Можно парковаться во дворах, но жители центра вряд ли одобрят исчезновение лужаек, тротуаров, и детских площадок под колёсами машин. Эта проблема уже обострилась настолько, что в некоторых дворах появились шлагбаумы, призванные не допустить «чужаков» во двор. Однако букве закона такое решение не соответствует. Дело в том, что ограничение к территории вокруг дома не в компетенции жильцов, ТСЖ, управляющей компании или кого-то другого.
Но решение всё же есть — в московском районе Щукино, например, установлены шлагбаумы с кнопкой. Нажать на нее может любой, но знают этот секрет, как правило, только жильцы дома. А вот посторонний человек, заехавший во двор, наткнётся на шлагбаум и, скорее всего, уедет.
В целом генплан готовит для города позитивные перемены. Их нельзя назвать революционными, однако всем должно стать лучше. Количество квадратных метров для жилья вырастет, дорог станет больше, и даже частная застройка почти везде вне зоны риска.

P.S.

Вопреки расхожим слухам о том, что некогда Кемерово планировался как город-миллионник действительности не соответствуют.

«Миллионного города здесь никогда не предполагалось, — пояснил Сергей Барыков, зам. начальника управления архитектуры и градостроительства г. Кемерово. — План 1969 года предполагал население 600 тыс. человек - не больше. Слухи о метро тоже беспочвенны. Метро в планах никогда не было».

Автор текста: Иван Тельтевский
Изображения: архив Сибдепо, г. Кемерово генеральный план городского округа, ИФК Мера, АСО Промстрой
Видео: Youtube.com
sibdepo@yandex.ru