×

«Геошторм» — рецензия на фильм

Фильм-катастрофа – это вариант практически беспроигрышный для режиссёров и продюсеров (если они не зовут на главную роль Дуэйна «Скалу» Джонса). Любят люди смотреть на невероятное буйство стихии, разрушения циклопических масштабов и массовое переселение своих собратьев в мир иной. Коммерческий успех «Послезавтра» и «2012» — тому подтверждение. И вот – новый представитель жанра, со смерчами толщиной с город Топки, волнами высотой с небоскрёб в Абу-Даби, лютой стужей и прочими стихийными ужасами.

Занятная получается история: картине, снятой в столь перспективном жанре, все в один голос предрекали (и предрекают) оглушительный провал. Дескать, и сюжет нелепый, и карма Джерарда Батлера никуда не делась, и Режиссёр Дин Девлин совсем недавно жутко опозорился со вторым «Днём независимости». Называли внешнюю причину, не зависящую от создателей: Америка сейчас отходит от последствий реальных ураганов (особенно Флорида, в которой происходят ключевые события), а значит, смотреть на это ещё раз мало кому захочется. А тут ещё и Warner Bros запретила устраивать предпоказ для критиков. И традиционного превью тоже не устроила. В общем, все были настроены очень скептически. Давайте разбираться, насколько этот скептицизм обоснован.

«Главным препятствием на пути «Геошторма» могут стать ударившие в этом году по Америке мощные ураганы. После реальных катастроф многим в Штатах вряд ли захочется увидеть климатическое бедствие на экране (герои спасают мир, но некоторым мегаполисам приходится туго). Вспомним, как отразились на сборах 2001 года теракты 11 сентября. Зрители шли на фильмы, которые отвлекали от трагедии, и игнорировали постановки, которые напоминали о случившемся».

Film.ru

Сюжет

Скажем честно: мы ожидали, что «Геошторм» не окажется чем-то большим, чем «Послезавтра» версии 3.0, с волнами ещё выше, ветрами ещё сильнее, смертями ещё ужаснее и так далее. А чтобы всё это имело хоть какой-то смысл, запустят стандартную незамысловатую историю, скорее всего – «роад-муви» крутого мужика по корчащейся в агонии Америке, чтобы спасти кого-то близкого и дорогого.

Но Дин Девлин удивил. Конечно, волн, торнадо, дикого мороза и прочего в фильме хватает. Но всё это лишь фон для главной сюжетной линии, причём не абы какой, а детективной истории. Истории масштабной – речь идёт о мировом заговоре — не хухры-мухры. Режиссёр смело втыкает иголки в бок государственной машине США, позволяя себе открыто сомневаться в праве одной страны на мировое господство. С первых секунд зритель проникается ненавистью к чиновникам и политикам любых мастей. И окончательно понять, кто из них – главный мерзавец, режиссёр не позволяет. Нет, вы, конечно, будете догадываться, но полной уверенности не будет. Ни одного садовника и швейцара в фильме нет, так что кто убийца – не очень понятно. История держит зрителя в напряжении, заставляет переживать и волноваться. Ещё приятно, что спасением мира здесь занимаются квалифицированные кадры – инженеры, учёные и космонавты, а не бурильщики и прочие Иванушки-дурачки.

Но, как это часто бывает, финал не соответствует задумке и масштабности происходящего. Больше того, на наш взгляд, режиссёр в последний момент просто испортил свой фильм. Из неприятных моментов выделим также плоские и абсолютно не уместные в сложившейся ситуации шутки, произносимые ключевыми персонажами.

Основываясь на трейлерах и просочившейся в прессу информации, «Геошторм» заранее обвиняли в плагиате. Скажем так – не совсем безосновательно. По ходу фильма вам обязательно вспомнится не только «Послезавтра», но и «Армагеддон», «День независимости», «Гравитация» и даже унылый «Разлом Сан-Андреас». Не то, чтобы знаковые сцены повторяются точь-в-точь, их качественно «перепилили». Но осадочек остаётся.

Масштабные сцены ударов стихии оставляют двойственное ощущение. С одной стороны — действительно красиво. С другой – меньше, чем хотелось бы. На наш взгляд, можно было уделить стихии ещё минут 20-25, в ущерб диалогам. Фильм бы от этого только выиграл.

 Герои

После удручающих «Падений» (Олимпа и Лондона), а особенно «Богов Египта», к фильму с Джерардом Батлером в главной роли поневоле будешь относиться с опаской. Но на этот раз карма «хорошего актёра для дрянных фильмов» не сработала. Батлер хорош и для этого ему не потребовалось палить из всего, что имеет ствол, ломать челюсти и вообще «играть мышцой». Ну, если только так, по мелочи… На этот раз перед нами гениальный инженер, такой, какими втайне мечтают быть все гениальные инженеры: не только умный, но ещё и брутальный, харизматичный, сильный и неотразимый в глазах женщин. Впрочем, есть и к чему придраться. Если во время первого своего появления в кадре он очень хорош, то дальше просто хорош – уже немного не то. А главное — герой Батлера очень недалеко ушёл от общепринятого шаблона для героев фильмов-катастроф: крутой разведённый мужик, у которого где-то там осталось в опасности повзрослевшее чадо.

Помимо Батлера, в «Геошторме» собрался довольно неплохой актёрский состав. Джим Стёрджесс, играющий брата главгероя, зачастую его затмевает. Австралийка Эбби Корниш успешно подхватила брошенное Батлером знамя крутого стрелка и решателя проблем силовыми методами. Не разочаровывают и представители высшей власти – Энди Гарсиа (первый «латинос» на посту президента США) и Эд Харрис.

Отдельно выделим темнокожую немку Зази Битц. Её полноценный бенефис состоится годом позже, во втором «Дэдпуле», а в «Геошторме» девушка исполняет второстепенную роль. Но исполняет замечательно. Единственный персонаж с умными, уместными и всегда заставляющими улыбаться шутками.

Фантастика

С неправдоподобностью происходящего создатели явно переборщили – всё-таки фильм не заявлялся, как фантастический. Дин Девлин очень оптимистично смотрит в ближайшее будущее. Чтобы вы знали, к 2023 году будет успешно применяться искусственная сила тяжести, причём в масштабах гигантской МКС, возможности спутников и космических кораблей будут едва ли не идентичны тем, что мы видели в «Стартреке». А какие появятся мобильные гаджеты! Плачьте, покупатели «яблочных» флагманов.

С погодой, контролируемой спутниками, всё ещё веселей. Мы, конечно, не физики и не метеорологи, но мгновенное замерзание воздуха на огромных площадях до такой степени, что тела за доли секунды промерзают насквозь… Да что тела – большие океанские волны замерзают и не падают! А самолёты -наоборот, падают, причём вертикально вниз. Тут создатели явно перемудрили. У зрителей найдутся вопросы и к граду в Китае; и к табуну торнадо, образовавшемуся прямо над пустыней; и к грозе над Орландо; и к жаре, от которой сгорел к чертям московский Кремль. Спутник не спутник, а силы стихии на Земле всё-таки подчиняются определённым законам и имеют границы. В общем, фантастика чистой воды. Мы вовсе не желаем сказать, что это плохо – режиссёра никто не лишал права на художественный вымысел. Просто, когда пойдёте на «Геошторм», настройте себя на то, что данный фильм-катастрофа далёк от науки.

Перед просмотром будет полезно знать, что на этот раз главный герой картины – не планета Земля, решившая проучить наглых жильцов с помощью стихийных санкций. Нет, на этот раз главные герои – люди. Причём самые разные: от альтруистов до латентных фюреров. Несмотря на видимую простоту сюжета и безвкусный финал, фильм наводит зрителя на размышления. К примеру, о том, как это мы, люди, ухитряемся обратить в зло самые лучшие начинания. А если после фильма есть, о чём подумать, значит он уже вышел не зря.

Текст: Аркадий Кимеев.
Видео: Youtube/iVideos
Фото: Google Images.
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp