Высокая комедия
Как известно, большая часть объектов строящегося в Кемерове культурного кластера — это филиалы центральных учебных заведений. Среди них есть один вуз — Сибирская высшая школа музыкального и театрального искусства, филиал старейшего института культуры страны — Российского Государственного института Сценических Искусств в Санкт-Петербурге. Здание построят в конце 2022 года, однако контакты с Кемеровом головной вуз налаживать уже начал.
Со 2 по 10 сентября в кемеровском театре драмы проходила творческая лаборатория «Высокая комедия». Суть её в следующем: четверо студентов РГИСИ приезжают в Кемерово и ставят эскизы спектакля с актёрами драматического театра. Их показывают специальной комиссии и зрителям, после чего может быть принято решение о постановке по этим эскизам полноценных спектаклей.
«Стол, семья, лепка пельменей. Насупившийся рыжий парень следит за водой, в то время как остальные участники процесса допытывают образованную невестку» — сцена одного из эскизов. Кто-то с первого взгляда, кто-то с трудом узнает в этом осовремененную комедию Дениса Фонвизина «Недоросль». Её ставит студент из мастерской Анатолия Праудина Дмитрий Мульков.
«По правилам работы в лаборатории, мы могли брать исключительно классические комедии: Шекспир, Мольер и прочие титаны. Мне же со времён экзамена по русской литературе как-то запала в душу «Недоросль». В таком формате мы решили разобраться с историей семьи Простаковых, и потому решили осовременить классику, перенести действие в наше время. Под историей мы имеем ввиду и быт, и психологию, и социокультурный контекст.
Отдельно хочу отметить актёров Театра драмы имени Луначарского. У нас собралась отличная команда, актёры гипер дисциплинированные и очень внимательные. Пока репетиции идут как по маслу», — рассказал Дмитрий.
Тем временем, в малом зале театра шла репетиция другого спектакля. Студентка РГИСИ Елена Левина также решила осовременить классику и подобрала для этого максимально пластичное произведение.
«Сон в летнюю ночь» Уильяма Шекспира, как мне кажется, отлично подходит для лаборатории. Сама концепция сна даёт богатый простор для полёта фантазии, как моей, так и артистов. Работать, кстати, с ними просто замечательно: они горят своим делом, они очень талантливые и гибкие», — рассказала Елена.
Как и в случае с «Недорослью», произведение Шекспира было переработано достаточно глубоко: актёры играли в повседневной одежде, Иван Крылов, играющий Оберона, катался по сцене в инвалидной коляске, а диалогах использовались интернет-мемы. Корреспондент Сибдепо предположил, что такое осовременивание — это дань времени, однако присутствующий в зале театральный критик из Москвы Александр Вислов нашёл приёму более прагматичное объяснение.
«Понимаете, это всего лишь эскизы. Может, они станут спектаклями, а может, и не станут. Костюмы старых эпох — это всегда затраты, их же нужно пошить, купить для них материал. Вот если что-то из этого войдёт в репертуар, тогда, в случае необходимости, сделают более подходящую эпохе одежду», — рассказал он.
Как всё начиналось и куда всё идёт
Стоит отметить, что сотрудничать РГИСИ и кемеровский театр драмы начали ещё до пандемии, в 2019 году.
«Тогда мы провели гастроли в Кемерове, привозили спектакль «А зори здесь тихие» от студентов четвёртого курса Юрия Красовского, и тогда же договорились с театром, что попробуем провести вот такую экспериментальную работу. Интересно то, что четыре студента обучаются на курсах разных преподавателей, и по итогу они выдали четыре непохожих эскиза по произведениям из репертуара высокой комедии», — сообщил куратор лаборатории Александр Винницкий.
Но культурный кластер, строящийся в Кемерове, всё-таки сыграл ключевую роль в том, что сотрудничество состоялось. По словам министра культуры и национальной политики Кузбасса Марины Евсы, в театрах региона не хватает сотрудников.
«Мы заключили соглашение. Несмотря на то, что здание РГСИ в Кемерове только строится, открываем проекты уже сейчас. Лаборатория — это отличный способ обновления репертуара без больших бюджетных затрат. Сейчас мы смотрим даже больше на режиссёров: хотим чтобы они закончили головной вуз и приехали к нам преподавать или чтоб они заняли режиссёрские кресла в театрах Кузбасса», — объяснила чиновница.
Итоги
Однако вот вопрос: хотят ли сами режиссёры из Петербурга переезжать в Кемерово? Вопрос действительно важный, так как культурный кластер в целом строится для этой цели: удержать жителей региона и привлечь «свежую кровь». Сибдепо выяснил, что, по крайней мере, один режиссёр не против перебраться в Кузбасс.
«Мне хотелось бы приехать в Кемерово после учёбы. Мне очень понравился и город, и артисты, и театр. Здесь много воздуха!», — рассказала Елена Левина.
Сиюминутных результатов, как узнал корреспондент, лаборатория «Высокая комедия» не дала. Эскизы спектаклей если и превратятся в полноценные постановки, то в следующем, 89-м сезоне Драмтеатра.
«Режиссёры, ставившие эскизы, ещё студенты. Кто-то из них выпустится в следующем году, а кто-то — лишь через два курса. Однако связи мы с ребятами рвать, безусловно, не будем. Более того, в следующем году у нас запланирована ещё одна совместная с РГИСИ лаборатория», — сообщили Сибдепо в пресс-службе театра.