×

«Хроники хищных городов»: рецензия на фильм

«Хроники» стоят вашего внимания не только из-за высокого рейтинга ожидания (96% на «Кинопоиске»). Не потому, что в эпоху бесконечных ремейков кто-то решился взяться за оригинальный проект. И даже не из-за фамилии Джексон в списке сценаристов. Просто это тот редкий случай, когда про фильм смело можно сказать: «лучше, чем книга». Гораздо лучше.

«Представьте себе абстрактные картины Эшера, в которые вписаны кусками лондонские достопримечательности – не все, а хотя бы те, что могут пережить атомную войну. Биг Бен. Собор святого Павла. Львы с Трафальгарской площади. А теперь представьте, что они закреплены на ста тринадцати независимых секциях, каждая из которых стоит на собственной платформе. И все это сшито вместе, как безумная паровая машина, и движется со скоростью сто шестьдесят километров в час»

«Клуб-крик»

Сюжет

«Хроники хищных городов» фантаста Филипа Рива – подростковая, если не сказать детская серия романов. И, положа руку на сердце, это не лучшее чтиво – наивнейший, даже для детей, образец постапокалипсиса, со слабым сюжетом и нелепым обоснованием происходящего. Но одно достоинство всё же имеется – интереснейшая идея о мобильных городах и пожирающих друг друга (и вообще всё на своём пути) согласно учению «муниципального дарвинизма».

Вот за эту идею и ухватилась команда продюсеров во главе с великим Питером Джексоном. Также мэтр принял самое деятельное участие в написании сценария. И удивительное дело – то, что в книге откровенно раздражало, на экране выглядит приятно и гармонично. Секрет прост: писатель Рив пытался найти научное обоснование тому, что понапридумывал. Получалось так себе, только окончательно испортило роман. А сценаристы «Хроник» в дурацкие объяснения не вдаются. Гениальность – она ведь в простоте. Вот вам Европа через тысячу лет после «Шестидесятиминутной войны», вот титанический Лондон на гусеницах, который беззастенчиво жрёт маленькие баварские колёсные городки. Это данность, дорогой зритель, прими её как есть и следи за событиями. И ведь принимаешь! Потому что события развиваются стремительно и происходящее по-настоящему интересно. Ни одной затянутой сцены, никаких сюжетных дыр (которых хватало в книге) и никаких противоречий с элементарной логикой. Погони и «боёвка» — хороши, операторская работа – изумительна.

О, про «картинку» нужно сказать пару слов, сто миллионов долларов потрачены не зря! Мрачное очарование постапокалиптического мира «Хроник» не уступит легендарному Fallout. Дикие земли без единого деревца (всё переработано хищными городами), изъеденные следами от гусениц; улицы Лондона, подвесные мосты Воздушной гавани и, как бальзам для глаз, – пасторальные пейзажи земель Лиги противников движения. О, эти панорамы сами по себе стоят похода в кино. Стимпанк (псевдовикторианский Лондон, дирижабли и арбалеты) и киберпанк (киборги, квантовое оружие и термояд) спокойно соседствуют на экране и мировой гармонии не нарушают.

И среди всего этого безобразия движутся не менее колоритные персонажи и механизмы. В основном, с целью причинить друг другу повреждения, несовместимые с жизнью. Просто красота! Два часа пролетают, как пять минут. И даже концовка не испорчена, чем, к сожалению частенько грешат голливудские режиссёры. Ручаемся, многим вспомнится незабываемый штурм Звезды смерти.

«Города» берут масштабом. Серьёзно, где ещё вы увидите детально прорисованный Лондон на гусеницах, стреляющий аналогом ядерного оружия из Собора Святого Павла, в то время как вокруг носятся футуристические летательные аппараты, поливая стационарные пулемёты свинцом, ракетами и идя в них на таран?! А некую разновидность Т-800, которая в одиночку выпиливает целые поселения?»

Kinonews.ru

Политический подтекст

А куда же без него? Но и здесь зритель приятно удивится. Ну, по крайней мере, азиатский зритель. В мире хищных городов Запад вовсе не несёт миру добро и демократию. Нет, здесь Запад – это и есть хищные города, воплощенная агрессия и зло. Внешняя политика – поймать город поменьше, переработать на ресурсы и заставить жителей работать на благо Лондона. Довольно прозрачный намёк на одну добрую и светлую страну. Причём, добрые жители Лондона с удовольствием сбегаются, чтобы радостно и азартно следить за уничтожением очередного мирного городка. А когда злобный лидер говорит, что теперь мы вообще всех уничтожим, они заходятся в экстазе.

А в противоположном углу ринга мы видим Восток – сторону не просто защищающуюся, но и готовую прощать. Разница между адептами «муниципального дарвинизма» и «Лигой противников движения» видна невооружённым глазом – достаточно сравнить Дикие земли с цветущей долиной за Защитной стеной. Да и персоналии говорят о многом – за добрый Восток сражаются люди с кожей разных оттенков жёлтого и коричневого, под руководством мудрого китайского гуру. А смерть и хаос сеют как раз лондонские денди.

Россия, кстати, упоминается только пару раз, в связи с главным хищником Севера – Архангельском (такая же ненасытная сволочь, как Лондон, только на полозьях). Причём, легендарные российские переводчики почему-то упорно называют его Архангелом, хотя в книге Рива чёрным по белому значится Arhangelsk. Возможно, мы его даже ещё увидим – Рив написал 4 книги о хищных городах, а Джексон не опроверг возможность продолжения.

«В книгах меня прежде всего привлекли персонажи, и четыре романа серии представляют собой историю их жизни. Это целая эпопея. Главное в кино — рассказать правильную историю о людях вне зависимости от жанра или окружающего мира»

Питер Джексон, интервью «Газете.ru»

Герои

Ещё один занятный факт: главные герои меркнут на фоне второстепенных, но фильм это вообще не портит. Нет, девушка Эстер и юноша Том не вызывают нареканий, актёры Хера Хильмар и Роберт Шиэн отлично сыграли. Но так получилось, что на заднем плане оказалось слишком много весьма колоритных фигур.

В первую очередь это, конечно, главзлодей. Хьюго Уивинг в этом плане непререкаемый авторитет ещё со времён «Матрицы». Его персонаж не просто убивает и калечит судьбы в промышленных масштабах, а делает это во имя «Великой идеи», о чём не устаёт напоминать окружающим. А такие злодеи – омерзительнее любых маньяков. Вам обязательно захочется пришибить скотину лично.

Но хорошая игра Уивинга – это ни для кого не новость, а вот корейская певица Джихе очень приятно удивила. Вольная охотница, пилот и диверсант одинаково хороша в бою, язвительной беседе, воодушевлении приунывших героев. Клинки, чудо-пистолет, очки и стильное красное пальто прилагаются.

А в эпизодических ролях блещет целое созвездие интереснейших личностей. Тут вам и целая команда вольных охотников на шикарных воздушных джонках, и работорговцы с европейского рынка, и воины с защитной стены в тюркских шлемах. Свои мгновения славы заслуженно получили лорд-мэр Лондона, и, конечно, один очень чувствительный киборг, не любящий, когда его обманывают. В общем, актёрская труппа сделала всё, чтобы воплотить в жизнь замечательный сценарий Питера Джексона и задумки режиссёра Кристиана Риверса.

«Хроники хищных городов» — не просто один из лучших фильмов 2018 года. Это очень приятная неожиданность в бесконечной череде ремейков, эпоху которых мы переживаем. Как же приятно, что ещё не все режиссёры рвутся снять очередного «Хищника», поднять бабла на былой славе «Джуманджи» или алчно перезапустить Лару Крофт! Нет, у кого-то ещё достаёт пороха экранизировать не самую раскрученную книгу, найдя в ней интересную идею. И это прекрасно. Тревожит только, что в 2018 году на такое решились лишь Стивен Спилберг («Первому игроку приготовиться») и Питер Джексон. А мэтрам на двоих уже 131 год, между прочим. Так что успевайте на их премьеры, а то не ровен час, через сколько-то лет нам предложат только 18 часть «Терминатора», «311 друзей внука Оушена» и 58й типовой фильм о Робине Гуде.

Текст: Аркадий Кимеев.
Видео: Youtube.com/ Universal Pictures Russia
Фото: kinopoisk.ru.
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp