Искусство провокации
интервью со скандально известным кемеровским художником
Как показать зад министру и изменить жизнь к лучшему, сколько зарабатывают на портретах, про вкус и безвкусицу – в интервью с Сергеем Кукушкиным.
Сергей Кукушкин – известный в кемеровской (и не только) богеме художник. Его знают как организатора собственных, так и участника множества других выставок, но широким массам Сергей может быть известен как обаятельный бородач, который рисует прохожих за деньги. С человеком искусства мы обсудили множество самых разнообразных тем: от сугубо мирских, вроде ежедневного заработка, до возвышенных, а также вспомнили о самом эпатажном поступке в жизни автора.
Скромно о себе
От станка к мольберту
Первые деньги я заработал вальцетокарем, но за всю жизнь у меня было около 35 профессий: занимался старательством, реставрацией и керамикой, декоративными и оформительскими работами, был кондитером. Сложно сказать, когда я пришёл к тому, чем сейчас занимаюсь. Искусство – это дело такое, человек может заниматься им всю жизнь, даже если не знает об этом, но актуальным для меня искусством я начал заниматься где-то в «нулевые».

Дело в том, что сейчас большую часть времени я отдыхаю на даче, и когда я приезжаю в город – это тоже отдых. Мне нравится общаться, путешествовать и я люблю сам процесс рисования – это такая арт-йога. Если я нахожусь в городе, то пять-шесть часов посвящаю тому, что хожу и рисую людей. Рисую абсолютно разных людей – от менеджеров до бомжей.
Сергей Кукушкин
Экспресс-рисование портретов – основная статья дохода Сергея, однако назвать своё занятие работой он не может. Художник называет это «Faceторгом». «Faceторг» – это проект, главная особенность которого в том, что человек сам оценивает своё изображение. Проект длится уже три года и, по-видимому, будет продолжаться до конца жизни художника. Что же до жизни самого проекта, то у Сергея всё записано по дням: сколько портретов было нарисовано, за какие суммы выкуплено и сколько времени затрачено. Наивысшая оценка, по словам автора, составила две тысячи рублей, а всего за плюс-минус три года художник запечатлел около 10 тысяч кемеровчан. Когда-нибудь настанет тот самый момент и портретист обобщит свои записи, а все невыкупленные рисунки появятся на выставке. Но время пока не пришло.
Я ещё не подсчитывал, сколько мне заплатили за всё время, поэтому судить сложно. В хороший день выходит около 5 тысяч рублей, в средний – в два раза меньше. Так, например, 11 августа я гулял по городу около восьми часов, три из которых ушло на рисование. Я обошёл 212 человек, 21 из них согласились на портрет, выкупило – 17. В общей сложности я получил 2760 рублей. По статистике на рисунок соглашаются около 10% незнакомцев, но я не осуждаю тех, кто мало платит или не выкупает портреты, потому что я сам добровольно иду на это. В среднем на рисунок уходит около 7 минут – я рисую человека, пока они сидит в маршрутке, ресторане, на скамейке. В этом уникальность проекта: обычно люди ломаются на отсутствии времени или денег, здесь свободное представление и о том, и о другом.
Сергей Кукушкин
Рисует Сергей при любой возможности: за столиком или стоя в маршрутке – для художника это неважно. Уже несколько лет наш собеседник на вольных хлебах и вопрос заработка для него прозаичен. Если есть возможность и желание, то делает больше, а если нет – то наоборот. «Всё в моих руках», – ответил художник на наш вопрос о заработке.
Коровы и хищники
о современном искусстве
Если я рисую человека на улице – это уже выставка. Это перманентная и интерактивная арт-акция и нет необходимости загонять её в выставочный зал. Мои проекты уникальны тем, что они синтезированы: я не делают из них просто живопись или скульптуры. Современное искусство внедряется в культурную среду, создаёт её и из этой же среды выходит.

В этом смысле Кемерово у нас очень бедный. Бедный, также как и в технологическом, экономическом и промышленном плане. Культура – это совокупность достижений, и эта совокупность делает наш город средненьким по содержанию. Притом, здесь много интересных людей, музыкантов и художников. У нас есть возможность для мультикультурного развития городской среды и осмысления собственной истории, но мы этого не делаем. Например, многие здания АИК Кузбасс, которые признаны объектами культурного наследия, у нас сейчас находятся в униженном, совершенно бесхозном руинированном состоянии. То же самое и со школой Ван Лохема в Рудничном районе – уникальное архитектурное сооружение сейчас гниёт и разрушается.

Проблема ещё и в том, что у государства нет актуального представления о том, как сохранять культурное наследие. Если в Новосибирске и Томске есть небольшой процент инициативных людей, которые знают, как сделать из такого объекта событие, то у нас сил общественности не хватает. У нас гордятся какой-то совершенно суррогатной историей и придуманной мифологией, основанной на угле, трудовом подвиге, доблести и так далее. Это всё имеет место быть, но жизнь сейчас совершенно другая. Очень важно связывать интересы молодёжи с историей, но связи нет. Её нет, потому что прямо сейчас наша история рассыпается и находится в состоянии руин
Сергей Кукушкин
В рамках своего проекта «Артификация», который длился 2,5 года, наш собеседник нарисовал 2036 кемеровских зданий, запечатлев минимум один объект с каждой улицы, так что с архитектурой, как с одним из элементов культуры, художник «на ты».

Художником Сергея, пожалуй, можно назвать в широком смысле этого слова. Он творит не только карандашом и кистью, из-под руки Сергея выходят произведения из керамики, пластика, металла и совсем экзотичных материалов, например, "бычков", пивных пробок и язычков от алюминиевых банок. Последние пару лет назад были представлены на кемеровском фестивале «Детализация», который проходил на улице Весенняя. Инсталляция называлась «О пользе вредных привычек», из найденных на улице отходов художник создал «прозочки», «промашки» и «квасильки».
В регионе кроме формального искусства практически ничего не происходит. То, что недавно было выставлено в Новокузнецке, можно назвать именно формальным представлением о современном искусстве. Об этом говорит и само название выставки – «Форма». Современное искусство, в первую очередь, это содержание, а не форма. В основном там участвовали члены Союза художников, они хорошие мастера, но дело не в этом. Дело в том, что такое искусство не актуально.

Традиционное искусство не внедряется и не формирует среду, оно просто взято из Советского Союза и перенесено сюда. Традиции эпохи возрождения, это прекрасно и замечательно, но это так называемое «станковое» искусство, которое переносится с места на место и само по себе является картиной или единицей скульптурного вида. К актуальному искусству прежде всего относится нонконформизм, если его нет, то нет чистки – нет хищников в лесу. В таком лесу ходят одни коровы, лес плесневеет, трухлявится и в нём ничего не происходит – жизни нет. Когда я рисую людей на улице, для меня это современное искусство, по причине того, что я внедряюсь в городскую среду. Я рыскаю по городу и собираю то, что актуально здесь и сейчас. Если какой-нибудь тинэйджер встретил меня в парке и я ему продал портретик за 50 рублей, для него это уже огромная актуальность. Для детей важно веянье времени, среда созревания, которой у нас нет. Среда у нас суррогатная, очень конформистская и прирученная.

Если на выставку приходит десять человек, нужна ли такая выставка? Я думаю, нет. Чтобы на выставку пришли тысячи, нужно делать что-то провокационное, свежее и настоящее. Все последние кемеровские выставки не становятся событиями, у нас что-то происходит на уровне театров, музыки, а в художественной среде – застой.
Сергей Кукушкин
Рассуждая о вкусе и его отсутствии, «дешёвых» скульптурах, художник пришёл к выводу, что красота не актуальна для людей. С этой тревожной ноты Сергей вновь переключился на волнующую его тему – архитектурную среду

Центр нашего города разрушается, и мало кто обращает на это внимание. Улицы Весенняя, Ноградская, Островского, Советский проспект и центр города в целом – сформирован как архитектурный ансамбль и является сосредоточением культурного смысла Кемерова. Такие невозместимые потери, как разрушение башен на доме Рапопорта, когда одна упала, вторую снесли, а сам дом сейчас находится в аварийном состоянии – это людей мало волнует. Реставрации не происходит и рано или поздно тоже самое произойдёт со школой Ван Лохема. Когда-нибудь на месте этих домов поставят «коробки», тогда может быть люди почувствуют, что стало как-то неуютно и жить тут не очень хорошо, но будет уже поздно.
Сергей Кукушкин
Про министра и задницу
об инциденте в Филармонии
В завершении нашей беседы мы, конечно, не могли не спросить Сергея о той провокационной выставке которая в далёком 2006 году прошла в областной Филармонии. Услышать рассказ художника о делах минувших дней можно в видео ниже.
Случай в Филармонии
Посовещавшись, мы решили не публиковать снимки с той выставки, однако экспозицию можно найти на странице художника.
Несмотря на то, что Сергей неоднократно был признан лучшим преподавателем и к моменту выставки проработал в областном художественном колледже без малого 15 лет, в тот же день его уволили. Впрочем, как признался художник, потерял он не много. Поначалу было тяжело, но вскоре Сергея позвали работать реставратором, выделили собственную мастерскую и доход экс-преподавателя вырос в шесть раз. С тех пор Сергей разменял с десяток профессий и сейчас, как неоднократно отмечал сам художник, он не работает, а отдыхает. Впрочем, творить и продвигать нонконформизм в массы автор не перестал и, наверное, не перестанет уже никогда.

Текст: Кирилл Антонов.
Фото:
Максим Киселёв, личный архив героя,
"Рыба шагала", "ДЕТАЛИЗАЦИЯ | Кемерово",
"АРТИФИКАЦИЯ КЕМЕРОВО", "Flickr.com/Nick Patrin.
Видео: Максим Киселёв,
Монтаж: Кирилл Антонов.
info@sibdepo.ru
© 2020