«Итоги будут не совсем приятными для мэрии»: представитель Минтранса РФ оценил транспортную реформу в Новокузнецке

Чего ждать жителям Кемерова, и как мэрия Новокузнецка планирует совершенствовать систему дальше, об этот корреспонденту Сибдепо рассказал член Общественного совета при Минтрансе России, глава Объединения пассажиров Илья Зотов.

Транспортная реформа в Новокузнецке завершилась 18 ноября 2020 года. Изменения произошли быстро. В один день на дороги города вместо привычных ПАЗиков вышли большие синие автобусы, а маршрутная сесть полностью изменилась. Возмущённые новокузнечане неоднократно обращались в мэрию с просьбой вернуть если не старые автобусы, то хотя бы старые маршруты. В результате жалобы дошли до Министерства транспорта РФ.

С целью проверки 11 февраля в Новокузнецк прибыл член Общественного совета при Министерстве транспорта РФ, глава Объединения пассажиров Илья Зотов. 

«12 февраля я проехал на автобусе № 345 от администрации города до конечной остановки, а обратно мы ехали из Абашева в 8:20. Просьба активистов заключалась в том, чтобы я посмотрел давку. Но давки я не заметил, активисты удивились. О своём намерении проехать на автобусе № 345 я в мэрии не сообщал, но с активистами мы, конечно, договорились о поездке заранее. Отметил, что автобус холодный, также я заметил неудобную ступеньку. По словам активистов, в мороз она подмерзает и становится скользкой. В том автобусе, где я ехал, скользко не было.

Также я не смог оплатить проезд одной картой, она не сработала. Я всегда на всякий случай беру с собой две карточки. Со второй списание прошло, хотя до этого я ехал в ПАЗике, где сработала первая карта. В большом автобусе удобнее, но в маленьком ПАЗике было немного теплее, а в мороз тепло — это главный комфорт (12 февраля столбик термометра опустился в Новокузнецке до -31С — прим.Сибдепо).

Пиковой загрузки на автобусы нет. Вчера, 11 февраля, ездил по городу на 11 маршруте — была давка. И автобусы все были холодные. Ехал вечером, некоторые автобусы тоже были заполнены пассажирами, но не сильно, и далеко не все. О своей поездке я также никому не сообщал. В этот момент я посмотрел истинную картину, не наигранную, а такую, как она есть.

Ещё один момент — на остановках нет расписания. Это большой минус. Люди теряются. Мне пришлось самому скачивать справочник, так как найти маршрут на остановке нет возможности.

Минусом считаю, что водители продают билеты. Водитель должен следить за дорогой, а не за пассажирами. Когда водители продают билеты, это создаёт угрозу безопасности движения, мешает работе и может привести к аварийной ситуации. Также увеличивается время движения, растёт риск того, что автобус опоздает. С этим нужно что-то делать. Необходимо доработать систему, чтобы люди могли оплачивать наличкой, не отвлекая водителя. Может быть это будет продажа билетов на остановках, форматов очень много, можно придумать.

Нет претензий и замечаний ко времени и графику движения транспортных средств. Отклонений по времени на 10 минут я не заметил. Есть отклонения на 2-3 минуты, но это связано со светофорами и пробками».

Кроме Новокузнецка транспортная реформа прошла в Перми и Твери. В Твери, по сути ничего не меняли, там просто новые автобусы пустили по старым маршрутам, говорит Зотов. Поначалу, как и в Новокузнецке, на остановках были толпы людей, опоздания и прочее. Жители жаловались, стояли в пробках.

Мы не считаем, что реформа там прошла успешно, хотя и сейчас валидаторы не работают. В Перми маршрутная схема не опиралась ни на какие исследования пассажирского трафика и то, что сейчас происходит в Перми, ещё хуже, там ещё больше жалоб. В Новокузнецке уникальность в том, что здесь меняются маршруты и к Федеральной программе это уже не имеет никакого отношения»

Что должна давать поездка без кондуктора?

«К движению общественного транспорта без кондукторов пришли в общемировой практике. В Москве это также реализовано. Что это даёт? Это удобства! Это ускоряет путь движения, это возможность входа и выхода во все двери. И это обеление рынка. Когда деньги привязаны к безналичной оплате, тогда мы уходим от их обналичивания. В ряде регионов (кроме Кемеровской области) обналичивались по старым схемам более 1 млрд рублей ежегодно! Эти суммы просто уходили от налогов. Люди зачастую работали на старых маршрутах по серым схемам».

Представитель Минтранса отметил, что для самого пассажира не должно иметь значение, кто его везёт: частный перевозчик или муниципальный. Важно, чтобы услуга предоставлялась в полном объёме и была комфортной для потребителя.

«Нужно, чтобы можно было легко и просто доехать из точки А в точку Б, в тепле, комфорте и по расписанию», — рассказал Илья Зотов.

Также проверяющий во время поездки пообщался с пассажирами и уточнил, что в автобусе № 345 два человека сообщили о том, что их устраивает движение транспорта, а два человека сказали, что есть автобусы, которые идут с нарушениями.

«Два пассажира сообщили, что автобус № 87 идёт с нарушениями. Может совсем не выйти на линию. Как мне пояснили в мэрии, это связано с тем, что сейчас маршрут выполняется по муниципальному заказу, но вопрос будет решён уже с 1 марта. У данного маршрута появится перевозчик по брутто-контракту, и тогда ответственность будет иная», — рассказал Илья Зотов.

Основная проблема Новокузнецка, по мнению Зотова, нехватка самих маршрутов. По словам главы Объединения пассажиров, к нему поступило много обращений с просьбой пустить транспорт там, где его нет.

«Транспорт раньше был, а теперь его нет. Сейчас в мэрии прорабатываются данные вопросы. Готовится новый 82 маршрут, который будет ездить в Новоильинском районе».

Что нужно сделать мэрии Новокузнецка?

По мнению Ильи Зотова, главное — это общение с пассажирами. Необходимо наращивать диалог, слушать и слышать жителей. Строить маршруты с учётом пожелания горожан. Больше общаться с самими людьми и уходить от обособленных кабинетных решений.

«Вопрос возвращения части старых маршрутов в администрации Новокузнецка прорабатывается, сейчас специалисты анализируют и просчитывают целесообразность введения запрашиваемых маршрутов. Там, где сейчас нет транспорта, он должен появиться.

Мэрии Новокузнецка нужно вернуть льготы пенсионерам. Пенсионеров я видел, они ездят. Пусть это даже не будут льготы прямые во время оплаты, но должна быть тогда доплата. Пусть эти деньги будут потрачены на покупку продуктов, лекарств или всё-таки на проезд, но доплата должна быть. У пенсионеров и так низкие пенсии, должна быть помощь. По приезду мы выступим с инициативой о возврате пенсионных льгот.

Также нужно решить проблему холодного транспорта. У меня ощущение, что тут вопрос к производителю. У нас будет совещание в рамках всероссийского фронта по общественному транспорту, где я буду рассказывать об итогах моего визита в Новокузнецк. Итоги будут не совсем приятными для администрации города. Да мэрия старается, но где-то не хватает времени, средств и усилий. У мэра города помимо транспортной реформы есть ещё много работы. Город большой, город сложный, со своими амбициями, здесь нужна работа не только мэра, но и всей команды. Все камни летят на мэра, но есть вещи, которыми должны заниматься замы».

Транспортная реформа в Кемерове. Как не допустить ошибок Новокузнецка?

В столице Кузбасса также в ближайшее время планируется провести транспортную реформу. Илья Зотов советует делать это постепенно.

«Транспортная реформа нужна. Обновление подвижного состава должно проходить постепенно. Необходимо вводить по 1-2 маршрута с учётом пожеланий жителей. По каждому маршруту необходимы обсуждения с кемеровчанами. Также важно анализировать пассажиропоток и экономику. Так резко, как в Новокузнецке реализовывать транспортную реформу не стоит. Ошибки при проведении реформы в нем  признают многие федеральные эксперты. Но факт остаётся фактом — смена подвижного состава была нужна».

Илья Зотов подытожил, что, транспортная реформа Кемерову нужна, как и Новокузнецку. И главное, чему должно быть уделено огромное внимание — комфорт и удобство пассажиров.

Текст: Екатерина Ломакина.
Фото: Сибдепо.

Комментарии

Рекомендуем