×

Как выйти на международный рынок и заработать на этом

Интервью с руководителем Центра поддержки экспорта Кузбасса.

Для каждого бизнеса, будь то компания или индивидуальный предприниматель, рано или поздно встаёт вопрос – куда двигаться дальше? Как масштабировать бизнес и найти новые каналы сбыта? В эпоху глобализации перспективным направлением развития компании может стать экспорт. Внешний рынок сейчас доступен не только крупным, авторитетным компаниям, но и микробизнесу. Что нужно, чтобы о твоих товарах узнали во всём мире, какие товары из Кузбасса пользуются спросом у иностранцев, как получить господдержку для развития экспортного направления – об этом и многом другом Сибдепо рассказал Иван Чертенков, руководитель Центра поддержки экспорта Кузбасса.

Экспорт – это только для опытных компаний?

«Чаще всего, конечно, нужен какой-то опыт внутри страны: «набить шишки» здесь, чтобы в целом понимать механику продаж. Нужно быть готовым, что для иностранного рынка необходимо адаптировать продукт, обучить сотрудников, пройти необходимую сертификацию. Меры поддержки могут закрыть многие потребности начинающего экспортёра, но не все. На каких-то этапах компаниям придётся нести свои затраты. И если предприятие в России слабо «стоит на ногах», то вероятность, что оно выйдет на иностранный рынок и сразу начнёт продавать – очень низкая», – рассказывает собеседник издания.

Какие нужны объемы для внешнего рынка?

«Экспорт доступен не только крупным компаниям. Сейчас, например, в условиях пандемии активно развивается рынок электронной коммерции. Есть B2B площадки (от англ. «Business to business» — «бизнес для бизнеса», прим. Сибдепо), такие как Alibaba, а есть маркетплейсы, ориентированные на конечного потребителя – как eBay или Etsy. Они работают по аналогии со знакомыми нам AliExpress, Ozon или Wildberries, где можно заказать товар практически штучно. Также и иностранный покупатель может заказать несколько единиц товара у нашего продавца. Даже отправляя Почтой России посылку такому клиенту – это уже экспорт. Наш Центр уже разместил 17 компаний на eBay, 13 на Allbiz и 4 на Alibaba с начала года.

Это одна из мер поддержки, которую мы оказываем для предпринимателей Кузбасса. Вообще годовое размещение на площадке стоит от 100 до 700 тысяч рублей. Но для кузбасских компаний оно является полностью бесплатным, финансирование идёт за счёт средств Центра поддержки экспорта. Перед размещением каждая компания проходит скоринг (оценку экспортного потенциала для электронной коммерции), где смотрится численность сотрудников, объем выручки, активность на внутреннем и внешнем рынке, адаптирован ли продукт к продаже на внешнем рынке. Всё это оценивается и, в зависимости от результата, компании рекомендуются те или иные площадки. Если это B2B площадка, то объем экспорта исчисляется партиями, если B2C ( от англ. Business-to-consumer – Бизнес для Потребителя, прим. Сибдепо) то здесь может размещаться как микробизнес или ИП, так и более крупные компании, которые хотят расширить рынок сбыта», – продолжает Иван.

В нашем регионе, пока что нет компаний, которые вышли на существенный объем продаж через B2C-площадки. Но есть примеры, когда бизнес успешно начал продавать за рубеж буквально через несколько дней после размещения на маркетплейсе. К примеру, есть компания, которая активно торгует хенд-мейд изделиями на внутреннем рынке, и даже с учетом всех затрат на логистику, её продукция пользуется спросом и в других странах. Кроме того, есть увлечения, общие для многих стран мира, например, рыбалка. Кемеровский предприниматель занимается производством прикормки для рыб семейства карповых. При этом продукция упакована один в один, как спортивное питание. Это очень понравилось зарубежным покупателям, и с помощью eBay кузбассовец уже осуществил поставки в более чем 10 стран мира. Поэтому наши предприниматели поставляют за рубеж не только уголь, но и сугубо нишевые товары. Как говорится, было бы желание, а покупатель найдется.

Какие трудности могут возникнуть?

«Здесь всё зависит от продукции. Как минимум нужно адаптировать продукт к требованиям рынка: перевести упаковку, подготовить коммерческое предложение, пройти сертификацию. Есть стандарты, которые одинаковые, как для России, так и для стран ЕС. Например, если говорить про ту же пищевую продукцию, то компания оформляет декларацию и для некоторых стран этого достаточно. Однако, есть товары, стандарты по которым разнятся. Если речь идёт о какой-то специфичной продукции, то может понадобиться отдельная сертификация и соответствующие испытания.

Проще всего экспортировать в те страны, которые территориально ближе к Кузбассу – это позволяет экономить на логистике и делает товар конкурентоспособным. При идеальном раскладе компания просто отгружает товар со склада, а иностранный покупатель уже сам занимается доставкой. Однако чаще всего происходит так, что наши производители сами оформляют таможенные документы и организуют логистическую схему», – рассказывает собеседник.

Помогут всем

Центр поддержки экспорта Кузбасса призван помочь малому и среднему бизнесу преодолеть все сложности по выходу на внешний рынок. Государственную поддержку могут получить кузбасские компании, которые производят и продают товары/оказывают услуги в несырьевой неэнергетической сфере. Это связано с тем, что, во-первых, крупные экспортёры сырья экономически сами по себе более устойчивы, а во-вторых, государство стремиться сломать стереотип о том, что Россия только поставщик ископаемых. Таким образом, поддержку могут получить предприниматели из абсолютно разных отраслей – агропромышленной, машиностроительной, пищевой, сферы высоких технологий. Каждой компании готовы оказать весомую поддержку по выходу на зарубежный рынок.

«К нам регулярно поступают запросы на поиск отечественной продукции через Российский экспортный центр. Если мы понимаем, что в нашем регионе есть такие производители, то выходим с ними на связь. Зачастую сами производители обращаются к нам, а мы выполняем целевой поиск потенциальных покупателей в тех странах, которые интересны кузбасскому предпринимателю»», – подытожил Иван.

Среди кузбасских компаний много тех, кто делит одну нишу. Некоторые из них кооперируются, а кто-то смотрит на коллег, как на конкурентов. Однако, как бы там ни было, все меры поддержки оказываются в заявительном порядке, и Центр помогает всем желающим.

Чем Центр может помочь предпринимателям?

За чуть более чем год работы Центра, его услугами воспользовалось более 200 предпринимателей. В общей сложности в арсенале Центра есть 36 услуг, впрочем, все их можно разбить по основным группам. Государство, в лице Центра, заинтересовано во взращивании экспортёров, поэтому почти все услуги Центра оказываются бесплатно, часть из них – на условиях софинансирования (где 80% процентов платит Центра, а 20% — предприниматель). С полным списком услуг можно ознакомиться ниже.

Центр оказывает поддержку предпринимателям на каждом этапе экспортного проекта.
  • Консультирование по вопросам экспортной деятельности

Консультации проводят высококвалифицированные специалисты в сфере внешнеэкономической деятельности. Для решения специализированных вопросов ЦПЭ может привлекать сторонних узкопрофильных консультантов.

Финансовые условия: бесплатно.

  • Маркетинговое и патентное исследование

Центр оказывает содействие в проведении индивидуальных маркетинговых или патентных исследований иностранных рынков, включая разработку патентных ландшафтов и проведение патентной технологической разведки исследования иностранных рынков.

Финансовые условия: ЦПЭ софинансирует 80% расходов и 20% оплачивает СМСП.

  • Поиск покупателя

На безвозмездной основе осуществляется поиск и подбор потенциальных иностранных покупателей, включая сопровождение переговорного процесса, ведение коммерческой корреспонденции, первичные телефонные переговоры и переговоры с использованием видео-конференц-связи, содействие в проведении деловых переговоров.

Финансовые условия: бесплатно (в пределах лимита на 1 СМСП).

  • Размещение на электронной торговой площадке

Финансирование МСП-экспортерам до 1 миллиона рублей на развитие экспортной торговли в интернете. Размещаем на международных электронных торговых площадках – Аmazon, Alibaba, eBay и других.

Финансовые условия: бесплатно (в рамках лимита на 1 СМСП, в зависимости от площадки).

  • Перевод и адаптация материалов

Центр помогает перевести сайты, рекламные буклеты, презентационные материалы, коммерческие предложения компании на любой иностранный язык и с любого иностранного языка. Адаптирует упаковку товара к требованиям рынка. Оказывает содействие в создании на иностранном языке или модернизации уже имеющегося сайта вашей компании.

Финансовые условия: бесплатно (в рамках лимита на 1 СМСП)

  • Акселерационные программы

Финансируется участие в акселераторах Центра поддержки экспорта Кузбасса, РЭЦ и других акселерационных партнёрских программах по развитию экспортной деятельности.

Финансовые условия: в акселераторах ЦПЭ – бесплатно; в других программах ЦПЭ софинансирует 80% расходов и 20% оплачивает СМСП.

  • Школа экспорта РЭЦ

Центр поддержки экспорта Кузбасса является точкой доступа в регионе к семинарам Школы экспорта РЭЦ. Обучение проводят сертифицированные тренеры Российского экспортного центра.

Программа Школы экспорта РЭЦ направлена на поддержку экспортно ориентированных организаций в выходе на международный уровень торговли и состоит из обучающих семинаров по 11 аспектам экспорта.

Финансовые условия: бесплатно.

  • Сертификация, защита интеллектуальной собственности, патентование

Центр оказывает услуги по сертификации, стандартизации, патентовании, получению необходимых разрешений для экспорта товаров.

  • Международные бизнес-миссии

ЦПЭ организовывает и проводит международных бизнес-миссий, включая B2B-встречи с потенциальными клиентами и партнерами для реализации совместных проектов, посещение предприятий страны назначения, аренду помещения для переговоров, техническое и лингвистическое сопровождение переговоров, перевозку участников, подготовку презентационных материалов в электронном виде для каждого участника международной бизнес-миссии.

Финансовые условия: бесплатно.

  • Международные выставки

Организация участие в международных выставках в РФ и за рубежом, включая регистрационный взнос участника, аренду коллективного или индивидуального стенда, доставку выставочных образцов, застройку стенда, техническое и лингвистическое сопровождение переговоров.

  • Реверсные бизнес-миссии

Центр организовывает прием делегации, состоящей из иностранных компаний, на территории Кузбасса, включая аренду помещения для переговоров, техническое и лингвистическое сопровождение переговоров, подготовку презентационных материалов в электронном виде для субъектов МСП, организацию проезда и проживания иностранных делегатов.

  • Коммерческое предложение

Подготовка КП под интересующие целевые рынки и категории товаров.

Финансовые условия: бесплатно (в рамках лимита на 1 СМСП).

  • Экспертиза и сопровождение экспортного контракта

Услуга включает содействие в подготовке, переводе на иностранный язык, правовой экспертизе и дальнейшему сопровождению экспортного контракта. Правовая экспертиза направлена на проверку контрактов и соглашений на соответствие законодательству, логике сделки и коммерческим интересам, и является необходимым этапом заключения сделки.

Финансовые условия: бесплатно (в рамках лимита на 1 СМСП).

  • Финансовые услуги группы РЭЦ

Содействие в получении услуг группы РЭЦ:

  • предэкспортное финансирование
  • постэкспортное финансирование
  • гарантия возврата НДС
  • страхование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Партнёрский материал
Фото: Максим Киселёв/Сибдепо.
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp