Об учёбе
В 16 лет я решила пойти в медицину. У меня не было родственников стоматологов. Мама работала инженером шахтной автоматики, бабушка – в банке. Поэтому родители предполагали, что и я стану банковским служащим.
Возможно, это звучит смешно, но когда я решала, куда поступать, выбирала между двумя институтами. Пришла в первый, посмотрела на вуз – красивое здание. Спросила студентов «Как вам здесь учится?». Ни один не ответил, что ему здесь нравится. Когда я пришла в медицинский институт, сразу увидела холодный, как склеп, учебный корпус. Но каждый студент говорил мне «Наш вуз – самый лучший. Поступайте только сюда!». Поэтому я выбрала кемеровский медицинский институт, отучилась пять лет в институте и год в интернатуре.
Работа в клинике
После окончания мединститута я получила приглашение в интернатуру из городской стоматологической поликлиники №4. Позже я осталась работать в её филиале на улице Свободы, 13 и отработала там около 6 лет. А затем по семейным обстоятельствам переехала в Сургут. В 2007 году у меня заболел папа, и я с семьёй вернулась в Кемерово. Пришлось всё начинать с начала.
Работа стоматологов, как правило, посменная. У меня это один день – с утра, другой – с обеда. Каждый день в две смены работать очень сложно. Пациенты записываются на определённое время через администратора клиники. Я оцениваю объём работы и рассказываю пациенту, что вижу, и слушаю, что видит он. Показываю фотографии. У нас есть компьютерный визиограф, поэтому мы можем сразу сделать снимок зуба и показать на экране. После осмотра составляем план лечения, чтобы сориентировать по времени и итоговой сумме лечения. Больше двух часов пациент никогда не сидит в кресле. Это тяжело для него и для врача.
О пациентах
Пациенты все разные: у нас лечатся дети, студенты, взрослые, пенсионеры. Всем важно качество лечения. Кто-то хочет досконально знать, что, как, по какой методике и какими материалами ему лечат, какие преимущества у того или иного способа лечения, есть ли более дорогие варианты. А кто-то говорит, что его ничего не интересует, лишь бы не болело. И сами в это время смотрят мультфильмы по телевизору.
К детям у меня особый подход. Лечение проходит в игровой форме. Мы разговариваем, играем, хвалим маленьких пациентов. Мы «усыпляем» зуб, «моем» его – используем нейтральные слова. У нас есть цветные пасты и щётки, цветные детские пломбы для молочных зубов, которые дети сами выбирают, вовлекаясь в игру. После лечения вручаем им грамоты и подарки за победу над кариозными монстрами.
У нас такая специальность, что мы очень привязаны к пациентам, и они к нам привыкают тоже.Когда ты видишь каждый отреставрированный зуб, запломбированный канал, когда видишь, что всё получилось, это доставляет удовольствие.
О ценах на стоматологические услуги
Шприц пломбировочного материала стоит около 4 000 рублей. Его хватает на много пломб. Однако, если всё было бы так просто, каждый пациент мог бы сходить в магазин, купить этот шприц и дома «заклеить» все кариесы. Но это невозможно. Для того, чтобы поставить самую простую пломбу, нужно отучиться в институте, пройти практику, поставить диагноз, вылечить зуб, запломбировать, придать ему форму, восстановить контакты, подобрать пломбу по цвету, не завышать прикус и учесть множество других нюансов.
Себестоимость стоматологических услуг складывается из нескольких пунктов: оборудование, материалы, которыми работает врач, образование специалиста. Все уважающие себя стоматологии работают с импортными материалами, которые покупают за доллары. Доллар растёт, соответственно, цены на стоматологические услуги – тоже.
О заработной плате
Многие думают, что стоматологи зарабатывают огромные деньги. Но мне, как и другим людям, приходится копить, экономить, брать кредиты на крупные покупки. Например, несколько лет назад я брала кредит на машину, который удачно выплатила за два года. Недавно я оформила ипотеку по низкой процентной ставке в Сбербанке и приобрела для дочери строящуюся квартиру у «Промстроя».
Пациенты думают, что вся сумма, которую они заплатили за услугу, идёт в зарплату стоматолога. Они ошибаются. Зарплата стоматолога – это ставка или проценты от каждого пациента. Стоматологи зарабатывают, как и любые узконаправленные специалисты. Поэтому параллельно с основным местом работы я ещё пару раз в неделю подрабатываю во второй клинике.
О паническом страхе стоматолога
Все боятся стоматологов. Это годами наработанный генетический страх. Многие терпят зубные боли и не идут к специалисту, усугубляя и запуская болезнь. Нужно помнить, что зубы влияют и на общее состояние организма. Кариес – это хроническая инфекция, которая находится в полости рта. Молодая мамочка с кариозными зубами может передать инфекцию ребёнку через поцелуй. В случае сахарного диабета заболевание слизистой затрудняет контроль уровня сахара в крови. Запущенное заболевание дёсен повышает риск сердечного приступа и инсульта. Заболевание пародонта провоцирует даже болезнь Альцгеймера.
У нас для отвлечения внимания пациентов установлен телевизор, играет музыка. Когда я разговариваю с пациентом, обязательно снимаю с лица защитные очки, маску, перчатки – показываю, что я открыта и расположена к нему. Он начинает доверять, страх и скованность уходят.
Для лечения мы используем современные обезболивающие и коффердам – завесу из латекса, которая изолирует зубы от полости рта, – и прикусные валики, которые держат челюсть, не позволяют рту закрываться. Поэтому пациент совсем не чувствует боли, а некоторые и вовсе засыпают во время лечения. Если сильно страшно, пациент может прийти на приём с родителями или друзьями.
Как избежать обмана
Не нужно следовать рекламе и покупать дорогие электрощётки. Избавить от налёта и кариеса может только специалист. Достаточно два раза в год проходить профилактическую чистку зубов ультразвуком, содой, щёткой и пастой и фторирование в капе, чистить зубы два раза в день и менять пасту каждые две-четыре недели. После новой пасты можно возвращаться к старой. Также используйте гигиенические средства одной фирмы, чтобы они не были антагонистами и не «глушили» друг друга.
Нужно ходить только в проверенные стоматологические клиники, которые работают несколько лет, к проверенному врачу. Просить его сделать снимок зубов, чтобы убедиться в диагнозе. Только компьютерная томограмма может наглядно показать пациенту, что действительно происходит во рту.
Не стоит ориентироваться на низкую стоимость услуг. Это будут или плохие материалы, или старое и некачественное оборудование, или неопытные врачи. Качество остаётся с вами на годы, а сэкономленные деньги уходят очень быстро.
ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций 1481 от 11.08.2015.
Телефон горячей линии – 8-800-555-5550 (звонки по России – бесплатно)
Официальный сайт Банка – www.sberbank.ru.