Причин сходить на «Территорию», конечно, больше, чем четыре. Это и замечательный актёрский состав с Лавроненко, Добрыгиным, Бероевым и Фёдоровым. И музыкальное сопровождение (никогда не думал, что бардовские песни могут звучать так величественно). И романтика Севера, с аборигенами, оленями и собаками (кстати, по словам режиссёра, в ходе съёмок два оленя погибли – пришёл медведь и обоих убил). И потрясающие монологи из одноимённого романа Олега Куваева. И «золотая лихорадка», не хуже чем у Джека Лондона, И, наконец, настоящие мужчины, объединённые общей страстью… Но есть четыре момента, которые делают «Территорию» прямо-таки обязательной для просмотра.
Приключения
Публика вообще-то привыкла к другим приключениям в кино: главным героем должен быть авантюрист в сопровождении прекрасной дамы. Ему должны неимоверно мешать козни властей, за ним должны охотиться власти и медведь-людоед. У Мельника ничего такого нет и в помине: красавицы и бандиты за полярный круг не суются – здоровье дороже, из борьбы с хищниками в фильме — один застреленный песец, а на козни властей геологи вообще чихали. Некоторые из моих коллег уже успели окрестить фильм «производственной драмой». Но моментов, когда за героев по-настоящему боишься и переживаешь, в фильме хватает. К примеру, когда рекогносцировщик Баклаков вплавь попёр через бурную реку Ватап, очень хотелось скрестить пальцы «на удачу» (так я обычно делаю, когда смотрю биатлон – чтобы Шипулин не промазал).
Константин Балакирев, актёр:
«Всё, что вы видели, исполняли не дублёры, а сами артисты. Григорий Добрыгин бежал сам. Я ему, честно говоря, даже завидовал. Потому, что для него эта картина стала преодолением себя. Он испытывал себя, свои физические возможности, как мужчина».
Александр Мельник, режиссёр:
«У нас были и лодки и каскадёры. Они подготовили дублёров и трюк, как в романе: героя понесло, он поднырнул, достал нож, перерезал стропы, всё это в прозрачной воде… Но мне показалось, что это будет такой американский вариант – неправильно с точки зрения нашей картинки, нашего рассказа, когда самые страшные вещи происходят в самых страшных обстоятельствах».
«Территория» — это практически идеальный приключенческий фильм. Просто здесь перед нами не авантюристы, а серьёзные и сильные люди, учёные, которые не просто шатаются по долинам и ледникам, а выполняют работу государственной важности в экстремальных условиях. Так что «Территория» — это самые настоящие приключения, следить за которыми очень интересно.
Патриотизм
Фильм «Территория» выйдет в прокат в удачное время — 16 апреля, когда мероприятия, посвящённые Великой Победе, ещё не наберут полный ход. Самое время напомнить, что Россия гордится не только войной и солдатами – герои фильма готовы рисковать жизнью во имя процветания страны в мирное время. Мы гордимся освоением космоса – геологи Территории сходят с ума от радости, узнав о полёте Гагарина. Может быть это и есть настоящий патриотизм – работать и гордиться? А не вечные призывы спасать Родину от кого-нибудь?
Любовь – на втором плане
Честно говоря, даже на третьем. Или на четвёртом… В общем, светлому чувству Александр Мельник отвёл крайне незначительную роль. Нет, женщины в фильме есть (целых пять!), в них иногда влюбляются и даже женятся. Но говорят они крайне редко, а на события они не влияют вообще. Отношение героев к прекрасному полу лучше всего отражает фраза геолога Гурина «Здравствуй, женщина!». Режиссёр не побоялся обойтись без козыря, который «проверен и цепляет». В современном кинематографе красивой девушкой снабжают практически всех героев, даже «Безумного Макса» в грядущей премьере будет сопровождать лысая Шарлиз Терон. Любовная линия, она как внешнеполитические интересы США – везде суёт свой нос, бесцеремонно оттесняя всё остальное на второй план. Мельник
рискнул её «стреножить» и не проиграл. Фильм о геологах Заполярья остался фильмом о геологах Заполярья. И это замечательно. Хэппи-энд со страстным поцелуем здесь был бы неуместен.
Александр Мельник, режиссёр:
«Олега Куваева, автора романа «Территория» одна из женщин критиков обвинила в том, что он недостаточно полно выводит образ советской женщины, которая внесла такой большой вклад в освоение северных и арктических территорий. Он по этому поводу написал письмо своей подруге в Магадан. Из этого письма я взял то самое «Здравствуй, женщина». Смысл письма примерно такой: я же про них написал, они же рядом с нами, мы их любим. О чём ещё тут говорить?»
Операторская работа
Оленевод Кьяо идёт прямо к пропасти, доходит до края и начинает шагать прямо по воздуху. Ты смотришь на это и через пару секунд понимаешь: всё дело в голубой льдине, которая оказалась в кадре. Таких «разрывов башки» в фильме множество. Панорамные съёмки, съёмки с самолёта, с квадрокоптера, из под воды и ещё чёрт знает откуда. Горные хребты над облаками, долина, накрытая молочно-белой тучей, ледяные поля, золотые от солнечного света — съёмочная группа под руководством Олега Гринякина отработала великолепно. И всё это – в доселе недоступном российским киношникам формате 4к. После первого просмотра «Территорию» можно посмотреть ещё раз, даже без звука – только ради пейзажей Заполярья.
Текст: Аркадий Кимеев
Фото: Максим Киселёв, lostfilm.info