«Джокер»: фильм, с которым не всё так просто

Так уж повелось у киновселенной DC, что кроме Бэтмена все остальные фильмы выходят в лучшем случае спорными. При этом, если у их прямых конкурентов один актёр может играть персонажа на протяжении целого десятилетия, то того же Бэтмана чуть ли не каждый фильм играет новый актер. Тоже самое происходит и с Джокером. В каком образе знаменитый клоун предстал перед зрителем на этот раз?

Для начала нужно ещё раз подчеркнуть: «Джокер-2019» – это не, боже упаси, боевик. В нём нет экшена или захватывающей феерии, как, например, было в похожем по сути своей «Бронсоне». Идя на фильм, нужно ясно осознавать, что это психологическая драма с элементами триллера. Трейлеры-то этого и не скрывают, но, тем не менее, вы должны быть готовы, что на экране вас ждёт много курения, танцующего в одиночестве Хоакина Феникса и очень много нервного смеха. Однако обо всём по порядку.

Сюжет 

Действие фильма разворачивается вокруг Артура: душевнобольного мужчины средних лет, которому предстоит стать Джокером. Но, правда, произойдёт это очень не скоро. Если Джокер Джареда Лето («Отряд самоубийц») был психом, но психом весёлым, то Хоакин играет психа реалистичного. Очевидно, что Джокер из предыдущего фильма многим не понравился за свой пафос и напыщенность, поэтому «Уорнеры» вновь решили всё переиграть и опять вернуться к реализму. То есть Джокер выступает перед нами не просто как киношный псих, а как больной, нездоровый человек.

Los Angeles Times: «Мрачная, задумчивая, психологически правдоподобная история о карикатурной социопатии во плоти»

За что его люто ненавидят остальные жители славного города Готэм? Ненавидят они его просто так, практически беспричинно. О чём нам говорит открывающая сцена фильма. Шпана буквально проговаривает свою мотивацию: «бейте его – потому что он слабый». Это не спойлер, эта сцена была в трейлере. И на этом моменте мы задумались, а не потому ли фильм вызвал такой фурор на Венецианском кинофестивале, что просто попал в модный нынче тренд? Последнее пару лет западные кинокритики просто обожают ленты с угнетаемыми обществом персонажами. В эту категорию относятся всевозможные национальные и сексуальные меньшинства, а также люди с психологическими расстройствами. К коим новый Джокер и относится.

В пользу этой теории говорит и сюжетное повествование. Джокер-Артур, он, как бы, не плохой человек. По крайней мере сценаристы очень хотели его «обелить». Единственное, чего хочет Артур – это нести радость людям. А вот люди его ненавидят, ведь «он другой». Герой здесь выставлен абсолютной жертвой, которому на роду написано стать клоуном-убийцей. Проблема в том, что это не столько осознанный выбор Артура, или проявление его воли, сколько сила непреодолимых обстоятельств. Обстоятельства буквально берут его за руку и ведут по скользкой дорожке. Как такового выбора у героя не остаётся. Как и возможности проявить характер. Но об этом позже. Помимо непреодолимых сил, в фильме присутствует и явное деление на бедных и богатых, угнетенных и угнетаемых. Эта линия развивается параллельно основному сюжету. Дело в том, что сильные мира сего очень сильно угнетают готэмчан. Как именно они это делают нам не показывают, однако ещё в начале ленты злодеяния Артура вдохновляют жителей города на создание движения клоунов(!) с целью организации маленького пролетарского восстания(!!).

При этом, действие фильма развивается очень неспешно. Артур, как и сам фильм, витает в эмпиреях, рассуждает о высоких материях, заливается смехом, нервно покуривает, танцует чуть ли не балеты и, внезапно, убивает. Вот только происходит последнее не часто и с большими промежутками. Поэтому в какой-то момент фильм может и наскучить.

 TIME: «Филлипс хочет, чтобы мы расценивали его фильм как попытку разговора о бессодержательности нашей культуры — только вот сам фильм как раз является ярким примером такой бессодержательности»

Персонажи

Персонаж тут один, и это Артур. Это обусловлено и сюжетом, и фабулой фильма. Дело в том, что Артур страдает от нарциссического расстройства, поэтому было бы странно уделять внимание кому-то ещё. Словом, внимание к Артуру приковано целиком и полностью, вот только сопереживать ему сложно. Для зрителя он остается непонятным, каждое его действие – это закономерный ответ на возникшие в отношении провокации (те самые непреодолимые обстоятельства). Рассмотреть его характер за всем этим очень не просто. Ещё раз: Артур становится Джокером не потому что он так решил, а потому что общество так решило за него. Главный герой в своих монологах перекладывает вину на других, и в этом он остаётся прав.

Усугубляет ситуацию ещё и реалистичная подача психического расстройство героя. Очень сложно прочувствовать персонажа, мотивы которого ты не понимаешь. К тому же, как это сейчас модно (вспомнить ту же «Малифисенту»), оказывается, что традиционно «хорошие парни» не такие уж и хорошие, а «плохие» – не такие и плохие. Все в разной степени сумасшедшие. Оттого сочувствия никто из них не вызывает. И в целом так и должно быть — скорее всего, персонажи и задумывались отталкивающие. От этого становится ещё интересней наблюдать, как Артур воспринимает других людей, как другие воспринимают его, и как он воспринимает сам себя. Весь фильм – это принятие роли Джокера Артуром. Примечательно, что он не бежит от неё и в конце вновь начинает смеяться. Но на этот раз уже искренне.

Daily.afisha.ru: «Джокера» многие будут называть шедевром, особенно поначалу, — жанр кинокомикса настойчиво требует внимания, люди впечатлительны, отдельно приятно впечатляться в неожиданных местах, и фильм в конце концов действительно, спору нет, впечатляет. Нет — не шедевр. Но это ярко, это чуть более радикально, чем обычно, и это безусловно можно засчитать за вариант ответа на сакраментальное «Чего такой серьезный?».

Вывод

Становится ли «Джокер» от всего вышеперечисленного плохим или неудачным фильмом? Конечно, нет. В фильме всё ещё прекрасный визуальный ряд, аутентичная музыка, постановка и игра актёров. Как обычно бывает в таких фильмах, динамика появляется ближе к третьему акту, то бишь к концу, и концовка действительно феерическая. Однако её ещё нужно дождаться.

Всё это время мы говорили об Артуре, классовой борьбе, митингующих клоунах и крайне мало о самом Джокере. Даже слово «Джокер», а так между прочим называется фильм, произносится только ближе к концу. Если поменять называние фильма, некоторых мест и персонажей, то от Джокера здесь почти ничего и не остаётся. Это хороший фильм на тему интеграции душевнобольных людей в здоровое общество, их непринятие этим самым обществом, но вот самого Джокера в фильме крайне мало.

Ваша оценка фильма:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд6 звезд7 звезд8 звезд9 звезд10 звезд (4 оценок, среднее: 6,25 из 10)
Загрузка...
Текст: Кирилл Антонов.
Фото: kinopoisk.ru. Global Look Press/Atlas Entertainment

Комментарии

Рекомендуем