Гарри Поттер. Всё. Закончилась одна из самых значительных саг современного кинематографа. И закончилась на должном уровне. Восемь фильмов, десять лет вместе… Десять лет! Нехилый кусок жизни как участников, так и зрителей. Следили, переживали, сравнивали части между собой, сравнивали с первоисточником, наблюдали за актерами вне фильма, особенно за юной прелестницей. Субъективно, мрачнеющая от части к части сказка подарила много переживаний, в большей степени приятных.
Говорить о художественных достоинствах и недостатках “Гарри Поттера и даров смерти. Часть 2” излишне. Вселенная книг госпожи Роулинг сама создала своё собственное художественное пространство, в том числе и на киноэкране, и рассуждать о том, что сделано не так или, наоборот, в полном приятии, наверное, не имеет смысла, так как в центре становятся герои. К тому же предыдущие три фильма снимал один режиссер Дэвид Йейтс, и стилистика его уже более менее понятна. Это то ли отсутствие таковой и работа по проложенным более именитыми предшественниками рельсам, то ли настолько глубокое погружение в создаваемое, что объективность оценок собственного труда теряется. Отсюда рваность повествования, непонятность некоторых мотивов и локаций, куда попадают герои. Но созданную вселенную не испортить. Ничем.
Заключительная часть в этом смысле смотрится выгоднее, потому что большая ее половина посвящена одному событию – главному противостоянию. Да, в начале герои по-прежнему неожиданно перемещаются из одного места в другое, да так быстро, что не успеваешь понять, а что тебе сейчас показали. Но потом начинается настоящее пиршество визуализации и драматичности. Да, драма есть. А вы будете спорить? Появляются мощнейшие любовные и жертвенные направления, отчетливые христианские мотивы. Но куда без последних, даже “Матрица” без них не обошлась. Эпично и приобщает к вечному.
Во вторых “Дарах смерти”, как никогда, Поттер становится центральной фигурой. Практически все события показаны через его призму или через его круглые очки, если угодно. Будь то наиболее ответственные решения, будь то битва за Хогвартс. Разгар сражения мы увидим лишь тогда, когда троица появится на поле боя, чтобы промчаться сквозь него дальше, выполнять свой квест. И последствия битвы узнаем лишь тогда, когда герои вернутся обратно. И хорошо, что Волан-де-Морту отведено достаточное количество времени. Достаточное для того, чтобы мы прониклись его злодейской сущностью в полной мере и получили порцию того эстетического удовольствия, которое могут доставить только настоящие кинозлодеи. Да он абсолютное зло! При этом не захлебывающееся от своего всевластия и иногда даже боящееся и переживающее. Когда крестражи раскалываются один за другим, не так начнешь переживать. Ральф Файнс великолепен, что уж там говорить. Как, впрочем, и вся взрослая актёрская гвардия.
Плюсом огромных размеров оказывается то, что, несмотря на заключительный аккорд в серии, авторы не стали размазывать сопли и слюни по монтажным столам. Финал выглядит крайне лаконично и убедительно. Как в изобразительном, так и смысловом плане. В каких эпичных событиях вы бы не участвовали, жизнь пойдет своим чередом, и главным станет семья и продолжение рода. И последний кадр с повзрослевшими героями враз уделывает долгое-долгое прощание с хоббитами во “Властелине колец”. Мы же, в свою очередь, со всей теплотой скажем: “Прощай, юный волшебник. Мы будем тебя помнить”.