Чтобы в кемеровский кинотеатр привезли фильм, взявший Золотую Пальмовую Ветвь Каннского фестиваля! Да еще и день в день с российской премьерой! Обязательно нужно идти. Да даже если бы не взял фильм главную награду, посмотреть творение Терренса Малика на большом экране – редкий случай. Редкий не только потому, что нечасто в Кемерово привозят серьезные фестивальные кинопроизведения, но и потому, что картина «Древо жизни» – это пятый фильм режиссера почти за 40(!) лет творческой деятельности. А режиссер знатный, чего только «Тонкая красная линия» стоит.
Писать о «Древе жизни» сложно. Рассуждения постоянно скатываются в пересказ отдельных сцен, попытке найти их значение для целого. Вот обсуждать с уже посмотревшим, спорить, искать ответы на вопросы — это другое. Это полезно. Но нельзя сказать, что Малик подкинул нам шараду. С самого начала обозначается главная проблема фильма: борьба в человеке пути благодати и пути естества. Благодать подразумевает любовь к ближнему, смиренное переживание лишений, естество – путь удовлетворения своих личных интересов. Первое от Бога, второе – нет. По ходу фильма два начала борются в номинальном главном герое, взрослеющем Джеке. Ребёнок познает мир, совершает поступки, характерные для подростка, как плохие, так и не очень. Чрезвычайную роль в познании, сотворении собственной картины мира играют мать и отец. Путь благодати и путь естества. «Во мне постоянно присутствуют и мать, и отец». «Я не лучше тебя отец, я больше похож на тебя». Последнее постоянно доказывается деяниями и мыслями, причем мыслями самыми страшными. И только через лишения люди самостоятельно выходят на благодать. Через потери, через смерть близких.
Повествование преподносится зрителю, как воспоминания взрослого Джека. Отсюда обрывочность, несвязность, но крепкая цельность и создание настроения, сочувствия. Сочувствия не в плане сожаления, а в плане сопереживания. Почему сын ненавидит отца, почему он в определённый момент отворачивается от матери, почему совершает злые поступки. И в то же время, почему он любит отца, почему понимает правильность его выбора. Почему все же становится на путь естества и сидит на верхнем этаже небоскреба, руководя и распоряжаясь, в то же время называя людей псами, готовыми в любой момент урвать свой кусок. Понимание всего этого появляется, но, чтобы найти конкретные ответы, нужно, а может, необходимо покопаться в себе.
Камера, снимая сцены с детьми, находится с ними на одном уровне, часто даже показывая их снизу вверх, делая большими, значимыми, ставя зрителя на один уровень с героями в плане наблюдения и понимания действительности. Неторопливость и вдумчивость повествования окаймляется сценами зарождения и конца мира. Фантастические по красоте сцены космоса, природы и доисторических времен напоминают то «Космическую одиссею» Кубрика, то документальные фильмы «Дискавери», то высококачественный видеоарт. Совершенно изумительная сцена с беспомощным раненым динозавром и хищником, говорящая о том, что благодать выражается в милосердии даже у существ, у которых мозг был величиной с грецкий орех. Но, может, это понимание крайне субъективно. Несмотря на четкую расстановку режиссером акцентов и смыслов, фильм может стать для каждого глубоко личным, а для некоторых может стать никаким. Были люди, ушедшие с сеанса. Кто на середине, кто под самый финал. Грустная, лиричная, красивая, местами надрывная картина. По-настоящему режиссерское кино.
Обсуждайте этот и другие материалы в нашем telegram-канале