Режиссер Мэтью Вон, вдоволь поиздевавшись с помощью Марка Миллара над супергероическими комиксами в фильме «Пипец», неожиданно, но вполне заслуженно взялся за «классику» «Marvel» – Людей Икс. И продюсеры не ошиблись, отдав ему постановку картины «Люди Икс: первый класс». А что? Чтобы хорошо издеваться над темой, нужно как минимум в ней разбираться, а чтобы издеваться со вкусом, нужно её любить. И Мэтью в очередной раз показал, что и разбирается, и любит.
Снять зарождение Вселенной, которая в новейшей истории развлекательного кино имеет какой-никакой вес, — три неплохих части и примечательные герои, достойные отдельных фильмов, — это что-то да значит. Масштабы и значимость, конечно, не такие, как у предыстории той самой великой трилогии, но кто ж с Лукасом тягаться будет? Но интереса море, материал замечательный и становление персонажей – хороший способ привлечь зрителя. И самое главное то, что смотрящий получает фильм, а не способ выудить немного денег из кошелька, как… впрочем, не будем о пиратах. В истории становления персонажей главное что? Правильно! Сами персонажи. И «Первый класс» тут держится на плаву и даже взбирается на кромку волны. История дружбы и разного взгляда на вопрос сосуществования людей и мутантов Магнето и Чарльза Ксавьера подается обстоятельно. И, несмотря на то, что взгляды эти знакомы каждому, кто видел хотя бы одну из предыдущих частей, скучать от предсказуемости этого компонента не приходится. И даже наоборот, всякие смысловые связи с трилогией (не той самой великой, а нормальной, мутантской) вызывают чувства узнавания и близости.
Вот рождение зверя, который потом будет представителем в правительстве, вот трудное решение Мистик и теплые воспоминания о Ребекке Ромин-Стамос, тут отличная фраза об облысении, а появление Росомахи феерично и дарит без малого десятки секунд искреннего смеха. А десятки секунд для «Первого класса» – довольно много, потому что действие не думает существенно тормозиться. И что удивительно и по-честному подкупает, что каждый эпизод имеет свое настроение. Это не мрачный от начала до конца «Тёмный рыцарь» и не сатиричный до корки «Пипец».
В кадре все еще молоды, даже юны и задорны. Вербовка и обучение молодежи проходит под уместные шутки. В другом эпизоде, когда будущий Магнето встречается со свинопасом и портным, уровень напряжения зашкаливает, как в хорошем триллере. Размышления героев о природе мутантов и их существования в мире людей тоже передают своё настроение — неизбежности и некой отрешенности. Даже армейские генералы, что американский, что советский, вызывают добрую симпатию. И всё это не растекается будто капля масла по сковородке. При всей разнонаправленности настроений фильм выглядит цельным и крепким. В этом плане не последнюю роль играет главный злодей в исполнении Кевина Бейкона. Замечательный антигерой! Его первое появление в виде нацистского доктора восхищает, и заставляет вспомнить лучших кинокомиксных злодеев. Смесь обаяния, самоуверенности, иронии и жестокости теребит душу почище «Полёта валькирий» Вагнера на всю громкость в палаточном городке в 4 часа летним утром. Добавим ко всему прочему отличный экшн и отдельные сцены, вроде нападения на здание ЦРУ. Получается почти идеальный блокбастер. Захватывающий, легкий, местами тонкий, неглупый, понятный каждому.
Обсуждайте этот и другие материалы в нашем telegram-канале