Немного фестивального кино приехало в наш город. Но не сугубо артхаусного, а с известными именами в списке актёров и режиссёров и не в жанровой принадлежности “взорви мозг”. Из посмотренных детективный шпионский триллер Томаса Альфредсона “Шпион, выйди вон!” и камерная картина Романа Полански “Резня”.
Напряженные будни английской разведки в период холодной войны, когда в самой верхушке завелся крот, показаны Альфредсоном неторопливо, методично, можно даже сказать, классически. Здесь нет взрывов и ярых перестрелок, есть только заговор и умственный труд. Что не мешает показать в картине пару-тройку душераздирающих сцен с применением огнестрельного оружия. Персонаж Гэри Олдмана, сотрудник МИ-6 в отставке Джордж Смайли по заранее намеченному не им плану берется за выявление двойного агента. По манере повествования расследование походит на натуральный детектив со схемой “убийца кто-то из отдыхающих на яхте”. Подозреваемые на виду, остается только выяснить, кто же из них тот единственный злодей. Разгадка не дается в виде деяний Шерлока Холмса, когда сыщик в конце объясняет Ватсону, как же он догадался, кто виновник. Нет, зритель вместе с героями распутывает клубок, узнает новые факты, встречается с новыми персонажами, находит новые улики. Но злостная персона двойного агента держится в тайне до самого конца.
И может, раскрытие личности не дарит зрителю оторопь прозрения, но переживание присутствует. На фоне расследования вьются нити неудачи в личной жизни главного героя, любви английского шпиона к русской девушке-информатору и тотального незримого присутствия Карлы – образа советского разведчика. А главное, присутствует атмосфера. Не только 70-х годов ХХ века, но и атмосфера легкой паранойи и опасности. И хотя ритм фильма довольно нетороплив, с большим количеством разговоров, пусть и по делу, сцены, где невозможно не напрячься, имеются. Например, изъятие важных документов из “цирка” – так называли агенты штаб-квартиру МИ-6. Еще Константин Хабенский и Светлана Ходченкова – приятный бонус для русскоязычного зрителя. Занимают мало экранного времени, но роль в повествовании играют важную.
Разговоров в фильме Романа Поланского “Резня” еще больше. Но это и неудивительно, так как снят он по пьесе Ясмина Резы “Бог резни”. Драматичность и камерность постановки бросается в глаза в любой момент действия. Но, чёрт побери, киньте этот текст в огонь, если наблюдать за общением двух семейных пар в одной квартире на протяжении 80 минут становится скучно. Ни капли! Тем более, когда на экране путь от мирного, натянуто спокойного диалога до вспышек ярости играют такие люди, как Джоди Фостер, Кейт Уинслет, Джон Си Райли и Кристоф Вальц. О, как же божественен Вальц!
Несмотря на множество поднятых и выявленных в общении достаточно серьезных проблем современности, фильм невероятно смешной. Непосредственность, с которой герои переходят с одной темы на другую, пьют из вежливости кофе, едят пирог, извиняются за причиненные неудобства, по-хорошему веселит. А когда в дело идет виски, тут уж буйство эмоций хлещет напропалую. Резня в фильме, конечно, метафизическая. Никакой крови, как некоторые могут подумать, здесь не будет. Но мы же знаем, что некоторые слова могут и как ножом по сердцу. И слов и признаний от героев дождутся все участники действа. Когда пара обычных нью-йоркских семей выливает на людях свои внутренние страхи и желания, а некоторые и вовсе узнают, что их идеалы никому не нужны, равнодушным оставаться сложно. Но несмотря на большую долю сопереживания, не смеяться над проблемами героев невозможно. Есть смысл задуматься, так как их проблемы знакомы многим не понаслышке. Но, наверное, не той женщине в годах, которая, поднимаясь на финальных титрах с кресла, заявила: “Фильм ни о чём”. Везет ей.