Ощущение магии кино, светлые чувства, искренние сопереживание героям, просто волшебство какое-то. Всё это дарит зрителю фильм Мишеля Хазанавичюса “Артист”.
Картина, уже обласканная на многих фестивалях, претендующая на главный «Оскар», способна радовать не только критиков, но и многочисленных зрителей (а зритель “Артиста” должен быть многочисленным). Стилизация под немое кино не выглядит арт-хаусом, не попахивает любительщиной. Форма не ради формы, а ради передачи чувств. А их здесь много, ведь фильм в первую очередь о любви. После просмотра воодушевленно и радостно терзает вопрос: “Как?! Как такая простая история может так взволновать, заставить пускать мужскую скупую в такие обычные моменты, как объятие главных героев?” Вопрос, конечно, из серии риторических. Просто нужно пережить этот опыт лично. Раздувающийся от собственной гордости актёр Джордж Валентайн случайно встречается с девушкой, которая за короткое время, благодаря своему обаянию и целеустремленности, становится звездой кино номер один. Влюбленность с первого взгляда и определяет дальнейшей развитие главной любовной коллизии. А в конце такой обязательный и воодушевляющий хеппи-энд. Как в кино времён золотого века Голливуда.
И практически никакой игры со зрителем со стороны авторов, никаких неожиданных твистов. Даже кошмар главного героя, в котором он чувствует ужасы звукового кино, и тот не создаёт чувства искусственности и надуманности.
Конечно, кроме прекрасной кинематографической атмосферы большую (ударение ставьте, где хотите) часть успеха создаёт главная экранная пара Жан Дюжарден и Беренис Бежу. Дюжарден абсолютно не похож на своего героя из “99 франков” и уж тем более на персонажа фильмов об агенте 117. Показывает просто великолепную проникновенную игру. Бежу настолько обаятельна, мила, непосредственна и наполнена жизнью, что не влюбиться в её героиню очень сложно. Второстепенные актёры из проверенной гвардии тоже радуют. Джеймс Кромвель в роли услужливого и печального слуги Клифтона, Джон Гудман в образе руководителя киностудии, насколько принципиального, настолько и доброго. Краткое появление Малькольма МакДауэлла тоже радует. И конечно, великолепный пёс, который не просто дарит незабываемые комичные моменты, но и в определенный момент играет важную сюжетную роль.
Кроме всего прочего, картина пышет любовью к кинематографу как таковому. Романтика работы над фильмами, непередаваемая атмосфера кино как она есть, неважно, немое оно или звуковое. То тут, то там в кадре мелькают и переживают момент вместе со смотрящими работники сцены. За время просмотра мы насладимся работой тапёров, переживём удивление во время озвученных фрагментов. Удивление, конечно, будет не такое сильное, как во времена 30-х годов ХХ века, но даже за малую его часть можно говорить “спасибо” создателям “Артиста”. Спасибо за искренность и чувства, спасибо за магию кино.