Прекрасную фантастическую сказку “Джон Картер” подарила нам эта кинонеделя. Пожалуй, литературному детищу автора приключений Тарзана стоило ждать 100 лет такой экранизации. Вдохновившее многих фантастов из области не только книг, но и кино, произведение Эдгара Райса Барроуза и сейчас воспринимается на одном дыхании, с интересом, а самое главное – с верой в созданный мир.
Марс в “Джоне Картере”, несмотря на пустынные пейзажи, наполняется жизнью. В большей степени благодаря обитателям красной планеты. Четырехрукие зеленые гиганты, краснокожие люди, уморительно симпатичные “собачки”. Полчище тарков (те самые зеленые) впечатляют не меньше синекожых На’Ви из “Аватара” и вообще смотрятся лучше представителей людской расы. Начиная с первого появления в виде детенышей, по виду напоминающих этаких милых поросят. Но и взрослые тарки делают своё дело и в плане дозы удовольствия, и в плане двигателя сюжета. Марс “Джона Картера” славен не только обитателями, но и своими техническими решениями в стиле сай-фай. Ходячий город, странные летательные аппараты, ружья в лучших традициях кибер-панка. И всё это к месту, к зрелищу, как штрихи к общему полотну. Погружение в мир происходит настолько незаметно и внезапно, что не замечаешь, как ты оказываешься в созданной атмосфере. Кто-кто, а режиссёр Эндрю Стэнтон умеет создавать миры. Хоть до “Картера” он занимался только мультфильмами, зато какими! “Валл-И”, “Жизнь жуков”, “Истории игрушек” – ко всем этим творениям он прикладывал свою руку.
Сюжет несется с большой скоростью вперед, события сменяют друг друга, начиная от бегства от апачей еще на Земле, заканчивая спасением принцессы (ну вы же не думали, что принцессу не спасут) и финалом с неожиданным твистом. Скорость такая высокая, что обязательные, но не такие уж длинные диалоги и трогательное развитие отношений главной экранной пары, в исполнении Тэйлора Китча и Линн Коллинз кажутся легким провисанием. Многие критики с укоризной говорят о Китче, что, мол, оказался не под стать проекту, не имеет харизмы, оттого и произошел в американском прокате картины финансовый провал. Но, на мой скромный взгляд, Тэйлор сыграл так, как надо. История Картера и принцессы Марса изначально была проста и рассчитывалась на развлечение людей, хотя, покопавшись, в ней можно найти много аллюзий на сосуществование реальных земных обитателей, обладающих “разумом”. Фильм получился таким же – великолепным развлечением, не требующим больших умственных усилий, но при этом без глупостей, со своей нерушимой логикой и сюжетным развитием, динамичным экшеном и ненавязчивым, по-настоящему смешным юмором в нужных местах. Настоящее зрелище. Причем для всей семьи, если детям хотя бы не меньше семи.