«Мрачные тени” режиссёра Тима Бёртона оставили крайне неоднозначное впечатление, со временем перерастающее в недоумение. И ведь всё на месте: и атмосфера 70-х, и актёры на загляденье, и сюжет есть вменяемый. Но всё слишком не собрано, вычурно-сделано, не балансировано.
При анализе увиденного появляется мысль, что это был капустник. Пара человек, увлеченные одной идеей еще с детства, собрались сами, позвали старых знакомых, еще несколько новых людей и вдоволь повеселились. Веселье, правда, стоило отстроенного городка и порта, не говоря уже о гонорарах. Стоило ли этого почитания, как говорят, “одного из самых странных сериалов о нечисти на телевидении”? Непонятно, но фанатизмом создателей заразиться не удалось. Может быть, зритель, знакомый с первоисточником, по-другому воспринял творение Бёртона-Деппа, но очищенное от сериальной основы сознание с трудом проглатывает стилистику повествования. И ведь видно, что Бёртон в этой стилистике — как рыба в воде. Все эти вампиры, ведьмы, призраки, 70-е, в конце концов – ну что ни на есть Бёртон в лучшем его проявлении. Но подводит матчасть, вернее, часть сценарная.
Складывается впечатление, будто создатели постарались запихнуть сериал в фильм. Что ни сцена, то неожиданный твист или важное решение героев. Но что срабатывает в сериальном мире, когда очередная серия оканчивается на “ах!”, в полнометражном фильме путает и расставляет лишние акценты. События возникают неожиданно, как будто спонтанно, без какой-то подоплеки, выстреливают и уходят в никуда, заменяясь другими, столь же неожиданными. Апофеозом этого становятся “новости” касательно Кэролин, возникшие во время финальной битвы. Откуда это всё?!
“Мрачные тени” для своей тёмной атмосферы слишком смешны и даже балагурны. Шутки есть, шуток много, но от большинства из них веет нарочитостью. Сидишь и чувствуешь, что будто кто-то посторонний приподнимает твои уголки губ. Ну, вроде пошутили же, надо улыбнуться. Порой шутливость скатывается в откровенный балаган и дурачество, как, например, страстная сцена между вампиром и ведьмой. Такой тон никак не гармонирует со сценами, которые при желании и настрое зрителя могут и напугать. Вот и не понимаешь, то ли смеяться, то ли плакать.
И обидно это как-то. Потому что со стороны актёров никакой халтуры-то и нет. Всяк отрабатывает образ. Блещут Мишель Пфайфер и Хелен Бонэм Картер. Джеки Эрл Хейли вообще заруливает по линии смеха, пожалуй, самый гармоничный и целостный персонаж получился именно у него. Молодые да прекрасные Хлое Грейс Моретц и Бэлла Хеткоат выглядят крайне достойно рядом с именитой актёрской гвардией. Главный экранный дуэт радует, но не удивляет. Депп как Депп последних лет, а Ева Грин просто и не напрягаясь справилась с ролью ведьмы Анжелики. Но, судя по краху сериала “Кэмелот”, надо бы ей завязать на время с колдовскими штучками в кино, хотя бы на время.
Ну а как можно было ждать целостности от фильма, если сами сценаристы характеризуют его как “всего лишь обычная сверхъестественная готическая мыльная опера с элементами комедийного экшена”.