“Схватка” от режиссера Джо Карнахана – это не фильм, это песня. Песня о выживании, песня о человеке, даже так – о Человеке, песня печали.
До сих пор после просмотра остаётся чувство неопределенности. То ли у авторов всё получилось, то ли баланс в повествовании не сохранён. Но, как показывает практика, если размышления по поводу фильма держаться так долго, значит, он удался. С одной стороны, перед нами напряженный триллер о выживании группы суровых мужчин в экстремальных условиях, о противостоянии человека и природы. С другой, картина строится по лекалам добротного слэшера, когда герои попадают на неизведанную территорию и погибают один за другим. Погибают различными, порой совершенно неожиданными способами. И в этом компоненте “Схватка” даёт сто очков вперед любой картине, в которой в передряги попадают несмышленые юнцы. Харизма героев, особенного главного, делает своё дело. Каждого из них узнаешь настолько, что становится невыносимо жаль, когда приходит время. Прибавьте к этому ненавязчивый, но от этого не менее жестокий натурализм. Фильм Карнахана берет тебя атмосферой настолько сильно, что начинаешь вместе с героями чувствовать невыносимый холод и животный страх перед главной опасностью – стаей волков, здоровых, что твой кабан.
Да только этого бы хватило, чтобы сделать замечательный фильм ужасов, наполненный драйвом и напряжением. Мурашки до сих пор пробегают, когда вспоминаешь вой волчьей стаи, укрывшейся во тьме. Но нет, авторы добавили большую долю человечности в своих героев. Беседы вокруг костра, нервные срывы, любование природой, которая настолько же безжалостна, насколько хороша на вид. Всё это довольно сильно тормозит действие, растягивая хронометраж фильма почти до двух часов, делая его порой медлительным и лиричным. Кому-то, возможно, это даст право сморщить нос. Но киньте в меня гнилой картошкой, если во время этой “лирики” напряжение покидает зрителя хоть на десяток секунд, и ты не сидишь, вжавшись в кресло, в ожидании внезапной опасности. А она может появиться, как черт из табакерки, а может и обернуться ложным ожиданием, подкидывая еще большую порцию переживаний.
В “Схватке” ощущается некоторая доля деланности. Герои попадают в определенные локации, встречают разные препятствия, уходят по один за другим. Но это тот редкий случай, когда “деланность” не является минусом картины. Режиссёрское чутье ведёт зрителей именно к тем эмоциям, которые им хотят предоставить. Ведёт их к неоднозначной и в то же время многозначной концовке. Именно тогда, ближе к финалу, безысходность окутывает тебя вместе с совсем уж немногочисленными оставшимися в живых героями. Безнадёга поселяется внутри, и когда звучит яростное обращение к богу из уст персонажа Лайама Ниссона, ты не знаешь, то ли корить его за это богохульство, то ли встать на сторону его отчаяния. Ну а сам финал оставляет тебя в легкой растерянности, но несмотря на всю его неоднозначность, ты не чувствуешь себя обманутым.
Михаил Бондаренко.