Третья кинонеделя года подарила зрителям два фильма о бой-бабах. Сильные, смелые, дерзкие, практически непобедимые, но от этого не становящиеся менее прекрасными: барышни Джина Карано и Кейт Бекинсейл показывают врагам кузькину мать. Уж не знаю, подгадали ли дистрибьюторы или просто так получилось, но фильмы “Нокаут” и “Другой мир: Пробуждение” разные по жанру, но такие сходные по характерам главных героинь вышли практически одновременно.
Фильм режиссёра-многостаночника Стивена Содерберга, которому впору ставить памятник не только за жанровое разнообразие, но за неизменное чувство стиля, “Нокаут” взметнул вверх кучи критической грязи. То тут, то там встречаешь гневные отзывы о несостоятельности картины. Но это всё пустое, потому что фильм удался, и в этом видна большая заслуга режиссёра, который делает что хочет и как хочет. Приглашает на главную роль непрофессиональную актрису, участницу и победительницу турниров по смешанным боевым искусствам. Если учесть, что у него в “Девушке по вызову” уже играла актриса из индустрии взрослого кино, то неудивительно. Затем Содерберг окружает главную героиню актёрами высшей пробы, которые при этом не выпячивают себя, а действуют естественно и непринужденно в любой ситуации, будь то мордобой или разговор в офисной обстановке. Майкл Дуглас, Эван МакГрегор, Майкл Фассбендер, Ченнинг Татум, список можно продолжать еще. Но вернемся к естественности, которая, пожалуй, является одной из самых значимых черт и достоинств фильма. И особенно это проявляется в драках, которых здесь, к счастью, немало. Смотреть, как Карано лупит и получает солидные оплеухи от звездных лиц, одно удовольствие. Содерберг нарочито отказывается от рваного монтажа и дерганной камеры, тем самым показывая трюки, достойные лучших азиатских фильмов о боевых искусствах. Смотреть на это иногда физически больно, настолько всё выглядит по-настоящему. Не забываются и саспенс моменты, наподобие прогулки героини по улицам под пристальным наблюдением. Если подвести краткий итог, Содерберг сделал авторское кино, взяв за основу фильмы о мести категории “Б”.
“Другой мир: Пробуждение” – кино совершенно другой категории и жанра. Из разряда “зрелищно и глупо”, “посмотреть раз в кино и забыть” (не зря же в начале четвертой части нам дают краткое содержание предыдущих серий). Лен Уайзман на этот раз отдал жену, затянутую в латекс, на растерзание шведам Мансу Марлинду и Бьорну Стейну. Те ценный дар не берегли по мере возможности, но и в обиду не дали. Сюжет новых похождений вампирши Селены прост, хоть и пытается вытаскивать заготовленного туза из рукава, хоть и пытается в войну вампиров и ликанов ввести третью человеческую сторону. Кстати, первые 5-7 минут фильма, когда люди на первом плане, выглядят очень достойно. Непобедимость, ультрабыстрая регенерация и непревзойденная крутость Селены тоже не прибавляют большой порции интереса к развитию сюжета. Какие бы враги не встретились на пути, выход у них один – умереть. Хорошо, что постановщики трюков выработали довольно много ситуаций и способов. А так вся бойня и страсти вокруг генетического материала дочки главной героини не дают чувства глобальности и выглядят довольно локально, хотя на счету судьба целой расы. Билла Найи на них не хватает. Экшен здесь, конечно, стремительный, зрелищный, ладный и иногда брутально кровавый. В этом плане шведы под бдительным оком продюсеров серию не посрамили. Но диалоговые паузы, когда герои выдавливают из себя чувства или того хуже произносят пафосные речи, хочется поскорее промотать. Благо их немного, но они есть и дают о себе знать.
Одно неоспоримое и прекрасное достоинство обоих фильмов – их хронометраж. Даже если что-то в одном из них не понравится, за полтора часа экранного времени устать от этого не успеваешь.