×

Рецензия на фильм «Горько!»

Фильм “Горько!” погрузил в пучины ужаса и мрака. Его больно смотреть, от него иногда становится физически тошно. Но не от физиологических гадостей, показанных на экране, их, к счастью, практически нет. Тошно становится от невыносимости показанного бытия. Это как у Сартра, когда палец тошнит. При этом “Горько!” грамотно срежиссированное кино, с неплохим сценарием и хорошей актёрской игрой.

Фильм “Горько!” погрузил в пучины ужаса и мрака. Его больно смотреть, от него иногда становится физически тошно. Но не от физиологических гадостей, показанных на экране, их, к счастью, практически нет. Тошно становится от невыносимости показанного бытия. Это как у Сартра, когда палец тошнит. При этом “Горько!” грамотно срежиссированное кино, с неплохим сценарием и хорошей актёрской игрой.

Учитывая последнее, фильм становится ещё более мерзким для восприятия. Была бы фальш в чём-нибудь или ужасная работа съемочной бригады, можно тогда сказать, что, мол, херню какую-то заказал, пожалеть о потраченном времени и успокоиться. Но нет, создатели искренни в своей симпатии к героям и сделали добротный товар. Есть такая теория про “разницу в градусах”. Приходишь в компанию, опоздав на праздник, трезвый ещё, а вокруг пьяные нелюди, чудят, ржут чего-то. И становится неуютно. Подопьешь, догонишь, если сможешь, — и мир, и поведение окружающих в гармонию приходят. А есть такие люди, которых догнать и понять их алкогольный угар и веселье сил нет, и выглядят они мерзкими и обликом своим, и поступками. Становится не просто неуютно, а противно. Стараешься избегать общения с подобными индивидами. “Горько!” не даёт возможности избежать и заставляет наблюдать за ними более полутора часов. Встать и выйти из зала – не вариант, имею привычку досматривать фильмы до конца, тем более в кинотеатре, да и интересно, чем закончится весь этот мерзкий балаган. Забегая вперёд, скажу, что от финала стало ещё страшнее.

В фильме Жоры Крыжовникова нет нормальных персонажей, кроме, пожалуй,одного. Местечковый чинуша, кичащийся своей властью, упёртая до дурости в своих розовых мечтаниях невеста, рохля-жених, безгранично бесящие мамаши, вне всяких границ бесящий брат-уголовник со своей подругой под стать, родственники, друзья и подруги, в дугу упитый Светлаков и так далее, и так далее. Концентрированный парад уродов. Причем уродов из жизни. Единственный адекватный персонаж – брат жениха, снимающий всё это непотребство на камеру. Довольно-таки хитрый ход. Зритель невольно отождествляет себя с нормальным героем, наблюдая вместе с ним через объектив за торжеством и якобы дистанцируясь от происходящего морального разложения. Все вокруг свиньи, а я один Д’Артаньян. Удобная позиция, ничего не скажешь. Но далеко не на всех зрителей такое средство действует. Минуте на 15 сеанса в зале раздался отчаянный возглас: “Куда я попал!?”.

Неудобно и неуютно становится уже в первой сцене знакомства родителей. Потом покупка необходимых атрибутов, мальчишник, девичник, подготовка торжества, приезд уже пьяных родственников, выкуп… На 45 минуте, во время речей родителей на свадьбе, чтобы хоть как-то вынырнуть из мрака и смятения, написал другу, который к несчастью не смог поддержать меня в трудную минуту, смс: “***нецензурная брань*** это невыносимый ужас. моральный и необратимый. я ещё на сеансе”. Друг на следующий день сказал, что от души посмеялся над моим сообщением. Мне же в момент его написания было не смешно, как, впрочем, и на протяжении большей части фильма. Подо мной разверзался ад и поглощал в своим огненные пучины. Появились мысли, что зря пожалел 90 рублей на бутылку пива. Хотя такая малая доза не спасла бы никак, разница в градусах была бы огромна даже прими я на грудь 200-300 грамм чего покрепче. К тому же адреналин, выработанный в отчаянных попытках отбиться от захлёстывающей боли, выгнал бы весь алкоголь из крови. Нас схватили за горло безжалостной когтистой рукой. Спасите наши души. Жора, что ты сделал?! Зачем ты снял это кино хорошо, без сортирных шуток и матов?

Конфликты масштабов разной степени разбросаны по всему повествованию и двигают сюжет дальше и дальше. Конфликт поколений, конфликт “сословий”, конфликт разницы градусов, конфликт столичного и провинциального, спор из-за букета, конфликт вкусов, размолвка молодожёнов, обязательная до ощущения штампованности драка, приход внешних сил в качестве объединяющей общей “беды”. У каждой из сторон конфликта своя правда, свои цели и полное непонимание и непринимание предпочтений оппонентов. И в итоге якобы приводящий к катарсису примиряющий все стороны финал, от которого становится не легче, а горше. Ты просто уже не в состоянии верить, что герои способны измениться.

Появляется главный и важнейший вопрос к создателям. Какую цель вы преследовали? О чем вы хотели сказать? Сатира? Нет. Здесь пороки не обличаются, а скорее по-отечески приветствуются, уж очень ощутима симпатия авторов к своим героям. И не похоже это на снобский смех охреневших столичных деятелей над жителями глубинки. В финальной сцене ещё пьяный в дупель Светлаков орёт, что вот она, Россия! Надпись в конце “Посвящается моим родителям” вовсе ставит в тупик. Это всё вообще к чему? Мораль в том, что главное – семья, члены которой, несмотря на все разногласия, всегда должны прийти к взаимопониманию? А если в семье одни уроды, а кругом ужас, мрак и бесовское веселье? Вопросы без ответов, боль, мерзость и тошнота.

По дороге домой. В автобусе сидит паренёк и говорит в телефон: “Да что вы такие тупые? Там под Мариинском две колонии. Что сложно найти в какой он сидит!?” Неподалёку расположился молодой наркоша под приходом. Лицо бледное, рот полуоткрыт, глаза бешено двигаются под закрытыми веками.

Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp