Нолан – высшей пробы фокусник, трюкач. Он чётко знает, как вести своё представление, когда дать зрителю отдохнуть, поразмышлять над увиденным и услышанным, затем залпом выдать пару сцен, чтобы дух захватило. Знает, где нужно надавить на сентиментальность, где запустить во всю мощь жанровые механизмы, где пустить волну. Знает, что в финале должен быть самый сложный, самый хитрый фокус, а ещё лучше, если несколько подряд. В итоге, в хорошем смысле, обмануть смотрящего, заставить его ахнуть от удивления. В его представлении участвуют высококлассные лицедеи, есть даже тайная звезда, чей выход держался в секрете до самого последнего момента. Трюки тщательно подготовлены, продуманы и проработаны заранее. Неизвестно, знал ли, просчитывал ли Нолан заранее степень вовлечения массового зрителя, но последний вовлекается и в дальнейшем яростно отстаивает своё мнение по поводу фильма.
Если следишь за обсуждениями, создаётся впечатление, что каждый десятый посмотревший летал в космос или является экспертом в астрофизике. Тут авторы картины сами всех спровоцировали, подняв планку до настоящей научной фантастики. Если в снах может происходить черт знает что, и манипулировать этой темой можно относительно свободно, главное, соблюдать логику повествования, то космос с его черными дырами, кротовьими норами и планетами, пригодными для жизни, оказывается, находится совсем рядом для понимания. И будь сюжет трижды ладен и логичен, всё равно найдутся те, кто будет оспаривать теории, лежащие в основе повествования, порождая за собой лавину не относящихся к художественному произведению высказываний. Может, это показатель того, что “Интерстеллар” – это больше, чем просто фильм, а может, того, что за этим аттракционом присутствует недостаток художественности.
Ну а как тут за всем сразу уследишь? Смешение жанров, смешение отношений, смешение идей. Каждую линию или идею можно чётко выделить, но по ходу просмотра сложно собрать воедино. И не из-за того, что идеи такие сложные, хотя мозг приходится напрягать, а из-за того, что сам режиссёр некоторым из них выделяет отдельные эпизоды. И даже великоле… замечательный финал, связывающий многое друг с другом, часть оставляет для последующего размышления. Как вам, например, такое. Отрицая важность любви, герой МакКонахи делает конкретный выбор в пользу одной из планет. В финале он объясняет именно любовью свои возможности. Продуманный парадокс? Или ход в угоду зрителю?
“Интерстеллар” должен оставить свой след в современном кинематографе. Но вот идти на него второй раз и хочется, и боязно. А вдруг заметишь другие сюжетные несостыковки? После первого раза, по крайней мере, один неразрешимый вопрос остался. Не буду его разъяснять, чтобы не вдаваться в сценарий. Фильм Нолана лучше смотреть, не зная о деталях сюжета ничего, трейлер, например, испортил знанием как минимум один грандиозный момент. С другой стороны, много ли сейчас фильмов, о которых допускаешь мысль, что можешь посмотреть его в кинотеатре второй раз?