×

Рецензия на фильм «Курьер из «Рая»

«Курьер из «Рая» сначала кажется плутовской комедией, затем комедией положений, потом комедией абсурда, совсем чуть-чуть успевает побыть романтической комедией, в итоге превращаясь в сказку с простой, но мощной идеей. При всём этом кино выглядит, если не принимать во внимание некоторые мелочи, цельным, а главное, честным.

Михаил Хлебородов, когда-то снявший нашумевший фантастический фильм-диптих «Параграф 78», в этот раз не стал втискиваться в сдавливающие рамки жанра, а будто решил взять жанр комедии за основу, чтобы рассказать свою историю. Да, «Курьер из «Рая» выдаёт неплохую историю, за которой интересно наблюдать. Тут повезёт тому, кто не видел трейлера фильма, в котором, к сожалению, показываются многие сюжетные перипетии, а зритель с «чистой доской» найдет повод удивиться быстроразвивающемуся действию. 


 

История от Хлебородова и сценариста Андрея Кивинова, основанная на реально произошедшем случае, развивается в нескольких направлениях, которые гармонично пересекаются. Основной линией на всём протяжении остаётся проблема с машиной. На ней, словно на ветке винограда, вырастают плоды. Любовная линия – вот она, сильно не выбивается на первый план, но важна. Линия поиска улик против героя Куценко – тоже есть, внимания много на себя не перетягивает, но органично вплетается в повествование. Пляски с крышевателем города Суходольск – хоть и занимают большую часть экранного времени, но неожиданно не являются главной темой. По сути, мир картины вертится вокруг двух настоящих её героев – курьера Артёма и дорогого автомобиля. Да, даже не героя Куценко, хоть от его имени рассказывается история. Артём и машина находятся всё время в центре внимания и практически не меняются на протяжении сюжета. Артём так и остаётся, после большого провала, идеалистичным честным влюблённым парнем. А автомобиль – дорогой крутой тачкой. 
 

Честность, её сила, её правильность – один из основных посылов фильма. Не важно, в какой грязи бултыхается всё и все вокруг, главное – оставаться честным по отношению к себе и окружающим. И главный герой (тот, который не машина) очень явственно воплощает в себе эту идею, не отступая от неё, раз оступившись. Но чего не сделаешь ради любви. Из честности героя, его мотивов вырастает другая тема: а может ли на что-то повлиять один простой человек. А вопрос героя, звучащий ближе к финалу: «А кто тогда?» –  больше похож на риторический, побуждающий что-то делать. И в плане всей картины вопрос не выглядит дидактическим, надуманным, навязанным. Несмотря на его простоту, он содержит в себе мощь. И именно в связи с возможностями героя, его верой и влиянием на окружающие вещи и людей фильм превращается в добрую сказку. Есть здесь откровенно сказочные атрибуты: куриный бог, домовой, краснеющее ухо, влюбленность «принцессы» в простого «иванушку», различные совпадения, помогающие положительным героям. Богатый материал. Сказка – ложь, да в ней намёк. 

 

«Курьер из «Рая» – один из немногих фильмов, выбирающийся за пределы Москвы или другого мегаполиса, который при этом можно порекомендовать широким слоям зрителей. Пусть здесь глубинка, представленная городом Суходольск, выглядит несколько абсурдно и гротескно, но, черт побери, сложно не узнать в ней Россию. Совершенно чёткая модель, может, и преувеличенная в деталях, типа докторов скорой, добирающихся до больных на попутках, или таксиста на велосипеде. При этом никакой чернухи или жалостливой иронии к персонажам, фильм так и остаётся доброй сказкой. Приятные впечатления оставляет, несмотря на некоторую несбалансированность в выборе технических приёмов или, местами, актёрской игры. Скорее всего, фильм забудется через некоторое количество месяцев, поэтому почему бы не порадоваться качественной сказке о современном бытии сейчас? 

Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp