Я уже говорил, что Кристофер Нолан, пожалуй, — лучший режиссёр современности, снимающий массовое кино? Нет? Тогда скажу. Кристофер Нолан, пожалуй, — лучший режиссёр современности, снимающий массовое кино. И фильм “Тёмный рыцарь: Возрождение легенды” добавляет уверенности и весомости этому утверждению.
Грандиозное завершение грандиозной трилогии. Последовательное, логичное, превращающее три фильма в единое целое. При этом картина сама не забывает быть цельной, раскрывающей новые грани как главного героя, так и общечеловеческих поступков и мотивов, представленных в жителях Готэма. Если в “Бэтмен: Начало” главной темой был страх, в “Тёмном рыцаре” – анархия, действие без правил, то в “Возрождении легенды” во главе угла встаёт тема лжи и народовластия, в котором наблюдается смешение мотивов и боязни, и отказа от нормального миропорядка. От части к части роль жителей города становилась всё больше и больше. В первой – внимание сконцентрировано на становлении Брюса Уэйна. Во второй – относительно небольшая группа людей определяет, осталась ли что-нибудь светлое в жителях прогнившего города. В третьем фильме есть сцена, где Бэтмен дерется с главным злодеем Бэйном среди толпы, как бы сливаясь с ней. Спасибо другу за наводку на мысль.
“Возрождение легенды” развивает темы, заложенные в прошлых частях, доводя их до пика. Если бояться, то ядерного взрыва, если судить, то под управлением сумасшедшего доктора, если разрушать, то большую часть города. Недаром Бэйн говорит речами, местами такими схожими со словами Джокера, а Брюс Уэйн продолжает искать себя примерно в том же направлении, проторенном в “Начале”. При этом страх побежден до такой степени, что появляется чрезмерная уверенность в своих силах, приводящая к поражению и осознанию превосходства силы духа над мощью тела.
Третья часть нолановской бэтменианы, в отличие от “Тёмного рыцаря”, который стремился быть максимально реалистичным, возвращается в некоторых моментах к принципам комиксовости, к их тяге к символичности. Отсюда полицейские, просидевшие в заточении три месяца, тюрьма-яма, хождение по тонкому льду. Именно по этим поводам бурчат скептики, но из стилистики повествования подобные моменты нисколько не выбиваются, а наоборот, добавляют эпичности и пафоса, но пафоса уместного, а эпичности, позволяющей проникнуться масштабностью происходящего.
Если говорить, о конкретном фильме, а не обо всей трилогии, то он мощный, захватывающий, безупречно визуализированный. Здесь главный герой дерется с антагонистом так, будто дерутся два невероятно мощных мужика, без всяких выкрутасов, хитрых гаджетов. Нормальный такой мордобой, на который смотреть любо-дорого. Здесь взрывают город так, что от увиденного сердце замирает и внутри образуется пустота, которую сложно заполнить, настолько тебя окутывает ужас происходящего. Здесь есть прекрасная Женщина-кошка в исполнении удивительной Энн Хэтэуэй, которая легко может и обаять, и изящно вырубить врага, при этом с виду нисколько не напрягаясь в достижении этих целей. В конце концов, здесь есть Бэйн, мощный, как в физическом плане, так и в плане своих убеждений. Его речь перед жителями Готэма и сверкание глаз волнуют не меньше, а то и больше, чем полеты Бэтмена на новом средстве передвижения.
Закончилась эпохальная для современного массового кинематографа трилогия. Грандиозно. Великолепно. Незабываемо.