По картине Джеймса Вана “Заклятие” можно проводить мастер-классы на тему, как на основе заезженной для фильмов ужасов темы сделать крепкое, да что там крепкое, отличное кино.
Ну кому из любителей жанра не наскучили фильмы про семью, переехавшую в новый дом, в котором водится нечисть? Картины, развивающиеся по однотипным лекалам, обычно являются одноразовым развлечением, а то и вовсе шлаком несусветным. Даже если говорить только о кинотеатральных релизах, а ведь есть ещё недобравшиеся до больших экранов. И имя им Легион. Но умница Джеймс Ван знает толк в создании хороших хорроров и сейчас является, пожалуй, лучшим режиссёром в жанре.
“Заклятие” будто соткано из различных, известных всем штампов, но соткано в такое изумительное полотно, что ни ниточки не торчит. Большая семья в новом доме, жившая в нём когда-то ведьма, наложившая проклятье, демон, пытающийся завладеть душами людей, шорохи, открывающиеся двери, специалисты по паранормальным явлениям, экзорцизм, в конце концов. Ингредиенты знакомы и часто используются, даже смешиваются, но редко, чтобы настолько метко. Наверное, главная сила фильма Вана – это то, что режиссёр рассказывает нам историю, он не заигрывает со зрителем, не действует схематично, подкидывая то тут, то там различные пугалки, а практически сразу погружает в развивающиеся события, чтобы к финалу вместе со смотрящим выйти на пик нарастающего действия и напряжения. Вторым важным плюсом фильма выступают его персонажи. Они практически все умудряются настроить на сопереживание. Даже многочисленные дети. Пять девочек из семейства Перронов не только не раздражают, но каждая из них в тот или иной момент играет важную роль. В итоге, когда к середине повествования пугаются герои, пугается и зритель, доходя с Перронами до отчаяния. Параллельно мы знакомимся не только с злополучной семьей, но и со специалистами по паранормальным явлениям Эдом и Лоррейн Уорренами. Они настолько убедительны и “профессиональны”, что веришь каждому их слову и соглашаешься с каждым действием. А сцена, в которой демонологи объясняют необычные завывания в доме очередных клиентов не наличием призрака, а системой отопления, только добавляют уважения к их репутации. В то же время они выступают не непоколебимыми бездушными знатоками столь необычного дела, а обычными людьми со своими переживаниями и стремлением заботиться о близких. И уж когда они начинают нервничать на экране, зрителю очень сложно оставаться спокойным.
“Заклятие” не ставит на злосчастный эффект “пикабу”, нет, зрителя просто держат в напряжении практически на протяжении всего повествования, как непосредственно развитием истории, так и отдельными сценами. А хронометраж у картины для фильма ужасов не мал. Сцена, в которой одна из дочек явно видит кого-то за дверью, а зритель вместе с её сестрой не видит ничего, просто поразительна. Удивительно быть напуганным отсутствием чего-либо, тьмой, в которой что-то есть, что видит лишь одна героиня. Зато первой явление демона в своём обличии настолько неожиданно и эффектно, что вдавливаешься в спинку кресла, пытаясь отодвинуться подальше от экрана. Так и сидишь весь сеанс, не зная, что произойдёт. Саспенс может привести к хлопающим из темноты ладошкам, может оказаться ложным, а может и вовсе привести к комичной ситуации. И ничто из этого не будет чужеродным. И финал, такой обычный и от этого такой удивительный. Прекрасное кино.