Герой
Уже давно преступник на экране не вызывал у зрителей такого сочувствия. Чтобы достичь такого эффекта, Скотт Манн использовал самый проверенный шаблон – смертельно больную дочку, разумеется золотоволосую, похожую на ангелочка. Он выбивается из сил, унижается перед врачами и работодателем, но всё без толку. А мы, увидев такую несправедливость, заранее прощаем Люку Вону (Джеффри Дин Морган) всё, что он может натворить дальше. Приём избитый (чего уж греха таить), но в случае со «Скоростью» — вполне оправданный. Потому что, когда доходит до дела, герой сторицей отплачивает нам за сочувствие.
На наших глазах этот неудачник, робкий проситель и размазня превращается в настоящего мужчину, сильного телом и духом. Он очень хорош в любой ситуации: и в драке со спецназом, и во время переговоров с полицией, и когда надо вправить мозги сообщникам. При этом мы понимаем, что шансов выбраться из переделки живым у Вона нет, а потому продолжаем ему сочувствовать. Морган прекрасно справился с ролью, можно было бы даже назвать его лучшим актёром в фильме, если бы рядом не было нестареющего Роберта Де Ниро.
Злодей
Он появляется в картине Манна на своём любимом коньке. Хотя что там «коньке» — на Буцефале! Легендарный актёр, конечно, давно уже доказал, что может справиться с любой ролью. Но лучше всего он выглядит, играя безжалостного, но обаятельного криминального босса. Уже первые минуты фильма отвергают любые сомнения – в лице мистера Поупа к нам вернулся тот самый Де Ниро, ради которого мы готовы сотый раз пересмотреть «Однажды в Америке» и «Славных парней». Личный свод правил Поупа определяет ход событий: «жестоко наказывай любого, кто крадёт у тебя, даже если это всего лишь доллар», «не делай исключений ни для кого» и так далее. Он кажется на голову выше любого, кто оказывается рядом, включая и главного героя. И, как полагается любому злодею, которого играет Де Ниро, смотрится абсолютно непобедимым. И только мы, зрители, знаем, что у железного Поупа очень близка трагедия Вона – и с дочерью, и со смертельной болезнью. Все остальные перед ним трепещут. Поэтому Люк Вон и компания, бросившие вызов титану, на протяжении всего фильма выглядят обречёнными.
Окружение
Огромный плюс фильма «Скорость: автобус 657» — второстепенные персонажи здесь проработаны просто замечательно. Но главное – по ходу фильма они регулярно выкидывают неожиданные номера. Кроме героя Дэйва Батисты, конечно. Если он появляется в фильме, то можно не сомневаться: всё завалит, несмотря на свои размеры и страшную морду. Вот и в «Скорости» он сначала спокойный и суровый, потом нервная беспорядочная стрельба, «запомни ублюдок — я тут главный», потом чуть всех не угробил, а Вону разгребать.
Зато другие участники событий не дают зрителю заскучать. Девушка-полицейский вдруг таранит собственных коллег, безобидный пассажир вдруг хватается за нож и также неожиданно успокаивается, а беременная заложница вообще переворачивает весь сюжет с ног на голову. Даже неодушевлённые детали способны удивить, как невесть откуда взявшийся костюм бобра, например.
Сюжет
Динамичность и непредсказуемость – вот главный козырь «Скорости». Если в течение первых двух третей картины ещё можно что-то предугадать, то в последние полчаса лучше и не пытаться. Кто здесь плохой парень, а кто окажется мерзавцем; как повернутся события через минуту; кто в кого выстрелит и кто при этом погибнет – режиссёр Манн постоянно будоражит зрителю нервы. Кроме того, он не поленился наполнить сюжет очень интересными деталями, вроде плана ограбления из сахарных дорожек, тарелок и солонок, электронной сигареты Роберта Де Ниро или уже упоминавшегося костюма бобра.
Впрочем, идеальным фильм Скотта Манна всё же назвать нельзя. Концовка, пусть и неожиданная, вызывает немало вопросов – кое-что «не срастается». Да и не такого финала хотелось, если честно. Но это уже дело вкуса. Очевидных достоинств у фильма не отнять. Картина смотрится на одном дыхании, она красивая и динамичная, актёры отлично исполняют свои роли. Единственное, что может испортить впечатления от просмотра фильма — это завышенные ожидания. Если Де Ниро играет криминального босса, то это не значит, что вас ждёт драма в стиле «Казино». «Скорость: автобус 657» — это триллер и боевик. Отнеситесь к нему соответственно и получите огромное удовольствие.