Спекуляция с названием
Название фильма – главная ошибка режиссёра Сергея Мокрицкого (или его бесстыжий маркетинговый приём). Ну никак я не ожидал, что в фильме «Битва за Севастополь» не будет битвы за Севастополь. Это не преувеличение – об обороне города фильм не рассказывает вообще ничего. Слова «Малахов курган», или, к примеру, «35-я батарея» не упомянуты в картине ни разу. Да что там, морские бушлаты и тельняшки, символ черноморского флота, мелькнули пару раз на заднем плане – и всё. Солдат зритель видит, в основном, в госпитале, на привалах и почему-то на праздновании Нового года. Вся «массовка» в фильме сделала меньше выстрелов, чем главная героиня.
Забудьте про гибнущие крейсеры, отчаянную морскую пехоту и десантников, державших 35-ую крупнокалиберную батарею – их в фильме не будет. А если вы возьмёте с собой ребёнка, то после просмотра он по-прежнему будет считать, что Малахов курган назван так в честь ведущего программы «Пусть говорят» — режиссёр Сергей Мокрицкий не станет его разубеждать.
Антисоветские клише
Здесь всё по канонам постсоветского кино: у всех политруков в фильме лица и повадки инквизиторов, а немногие высшие офицеры и генералы – бюрократы или простачки. Даже непонятно, как с таким руководством город продержался 250 дней. Для полного комплекта есть ещё советский консул в США: естественно, твердолобый «коммуняка», угнетающий Павличенко на каждом шагу и чуть не проваливший всю дипломатическую миссию. На фоне всех этих упырей роскошно смотрится добрая, чуткая и всепонимающая миссис Рузвельт, а заодно и русский эмигрант, называющий СССР и лично Павличенко «агрессорами». Впрочем, «Битва за Севастополь» — это совместный американско-российско-украинский проект, так что другого ждать, наверное, и не стоило. Возможно, кого-то очередной акт обличения СССР и порадовал, но по мне – уже хватит, надоело. Господа режиссёры, снимите просто хороший фильм про город-герой и его защитников! Хотя бы к восьмидесятой годовщине Великой Победы.
Сюжет
На Украине фильм Сергея Мокрицкого вышел под названием «Несокрушимая» и анонсировался, как военная мелодрама. Это тот случай, когда соседи безоговорочно правы. Если идти в кино, заранее настраиваясь на такой сценарий, то ощущение после просмотра будет совсем иным. Мокрицкому прекрасно удался фильм о любви, о войне, которая эту любовь беспощадно рушит, и о Людмиле Павличенко, которая не сдаётся, даже потеряв всех, кто её любил. Первая леди США в исполнении Джоан Блэкэм так о ней и сказала: «она выиграла все свои битвы – как солдат, как дипломат и как женщина». Постепенно превращаясь в «леди-смерть», Люба всё равно остаётся прекрасной и желанной, несмотря на грязь и шрамы. Жаль только, что русский трейлер обещал совсем другое. В него зачем-то впихнули обе батальные сцены из фильма — единственную танковую атаку и единственный авианалёт. И пока я боролся с обманутыми ожиданиями, трагическая история девушки-снайпера прошла мимо. Ещё раз сходить что ли?
Игра актёров
Тут одни плюсы и «пятёрки» — все актёры поработали на славу: от всё тех же мерзавцев-политруков до главной героини, блестяще сыгранной Юлией Пересильд. Но я бы особенно отметил две мужские роли. Военный врач Борис Чопак (Никита Тарасов) — вроде бы трус и тряпка, но на протяжении всей картины вызывает искреннее восхищение. Ну а снайпер Леонид Киценко (Евгений Цыганов) – это вообще идеал солдата и мужчины. Цыганов всегда был классным актёром, но эта весна становится его бенефисом – в «Территории» Александра Мельника он менее хорош, чем в «Битве за Севастополь».
Снайперские дуэли
Отдельная и самая «вкусная» фишка фильма. Мокрицкий постарался раскрыть образ снайпера со всех сторон. Стрелков в фильме несколько и от каждого из них Павличенко перенимает что-то своё: отношение к винтовке, уловки и даже умение собирать трофеи. Снайперских операций в фильме много, и все они разные – от охоты на радиста до дуэли, протяжённостью больше суток. Спецэффекты по всем канонам Голливуда: вот мы видим палец героини на спусковом крючке, вот она задерживает дыхание, и вот пуля неспешно начинает свой путь, чтобы в конце превратиться в фонтан крови. От меня, правда, ускользнула суть манёвра с рисованием креста у себя на лбу, но смотрелось эффектно. В общем, снайпер — один из самых интересных солдатских образов – раскрыт в фильме замечательно.
Так стоит ли идти в кинотеатр, чтобы посмотреть «Битву за Севастополь»? Однозначно нет. А вот на «Несокрушимую» сходите обязательно. Сергей Мокрицкий снял замечательную картину, просто он – очень плохой пиарщик (или совсем не умеет придумывать названия). Вся беда этого фильма – в том, как его подали российскому зрителю. Жаль только, что картины об обороне города-героя Севастополя мы так в обозримом будущем и не увидим. Пока что последним фильмом об этом остаётся «Трое суток после бессмертия», снятый ещё в 1963 году. По-моему, пора обновить. Защитники 35-й батареи, форта «Сталин» или Сапун-горы заслуживают внимания режиссёров ничуть не меньше, чем девушка-снайпер Людмила Павличенко.
Фото: Lostfilm.ru