Герои
За прошедшие 105 лет кто только не играл доктора Франкенштейна, но готов биться об заклад, что ни один из предшественников не был таким обаятельным и харизматичным, как Джеймс МакЭвой. Его герой – это одновременно блестящий джентльмен и несусветное хамло, верный друг и прожжённый эгоист, гений и безумец (это, впрочем, и в реальной жизни не редкость). За время картины ваше отношение к нему поменяется не один и не два раза. Франкенштейн, как водится, произносит много высокопарных и банальных слов, но из уст такого блестящего актёра банальности не звучат пошло, как, к примеру, у персонажей «Сойки-персмешницы».
Великолепно исполняя свою роль, МакЭвой зачастую совершенно затмевает другого главного героя – Игоря в исполнении Дэниэла Рэдклиффа. Тем не менее, последний тоже заслуживает лестных слов. Молодой человек с нетипичным для Лондона именем, совершенно преображается по ходу картины, как и сам Рэдклифф, при виде которого уже не хочется вспоминать о мальчике со шрамом на лбу. Он искренен, верен и убедителен, за его судьбу переживаешь куда сильнее, чем за Виктора – с тем-то всё уже ясно…
Второстепенные герои в «Викторе Франкенштейне» ничуть не уступают главным действующим лицам. А инспектор Скотланд-Ярда в исполнении Эндрю Скотта порой превосходит даже МакЭвоя. Зрителям наверняка запомнятся также молодой лорд Финниган и «та самая девушка» Лорелея. И даже совсем небольшие роли вроде отца Виктора или шефа полиции здесь исполнены на самом высоком уровне.
Сюжет
Пол МакГиган не стал валять дурака и не пытался заинтриговать зрителя легендой, которую слышали даже зулусы, айны и аборигены Австралии. Фильм начинается со слов «Вы все прекрасно знаете эту историю.. но не всё так очевидно». Этим вступлением режиссёр сам себе выписал законное разрешение послать каноническую версию к чертям и начать творить с чистого листа. В итоге этот «чистый лист» превратился в весьма занятное полотно.
Насколько я помню, ещё ни один «Франкенштейн» не начинался в цирке. Но здесь шапито пришлось ко двору. Именно тут начинается жестокая и одновременно трогательная история, а также интересная погоня с участием силача, метателя ножей и глотателя пламени. Начиная с цирка, нам дают понять, что не стоит даже и пытаться предугадать сюжет картины — она в принципе не поддаётся прогнозированию. Неожиданные повороты сюжета – одно из главных достоинств «Виктора Франкенштейна». Эксперимент в медицинском колледже, вмешательство Скотланд-Ярда, визит Франкенштейна-старшего – едва ли не каждая каждая сцена заканчивается неожиданно и ведёт к ещё более невероятным последствиям.
В фильме МакГигана нашлось место для бодрого и динамичного экшна, который прекрасно уживается и с философскими размышлениями, и с юмором, и с душевными муками героев. Без последних не обойтись – дело-то происходит в XIX веке, когда объявить себя Творцом было не так просто, как в наши счастливые времена.
Наука и религия
МакГигану удался очень сильный приём – в «Викторе Франкенштейне» даже атеисты поневоле начнут симпатизировать ревнителям веры. Нет, на вас не снизойдёт благодать, и вы не проникнитесь вдруг истовой верой. Ни к чему такому фильм не призывает, единственный религиозный символ здесь – это чётки одного из полицейских, иногда мелькающие в кадре. Но талантливый учёный иной раз начинает вытворять такое, что позиция убеждённых католиков начинает казаться куда более разумной и приемлемой. А теологический спор Виктора с инспектором вообще, на мой взгляд, одна из самых занятных сцен в фильме. Впрочем, ближе к финалу всё встаёт на свои места — сказать, что христианские ценности восторжествовали, значит сильно покривить душой.
Минусы
Недочёты в фильме имеются, но все они – мелкие и незначительные. Придирчивый зритель обратит внимание на то, что Игорь слишком уж быстро восстанавливается после увечий. Человек научно подкованный, может недовольно покривиться от того, как сложные хирургические операции проводятся буквально «на коленке». Момент, когда Игорь распутывает на себе верёвки, тоже вызывает вопросы. Но на повествование эти мелочи почти не влияют и фильм, на мой взгляд, совершенно не портят.
Кому-то наверняка не понравится, как в фильме МакГигана обыгран гомункулус. Точнее, гомункулусы. Действительно, для повести о Франкенштейне им уделяется не так уж много внимания. Но в оправдание скажем, что творения Франкенштейна прекрасно смотрятся и добавляют повествованию драйва (особенно тот, что похож на супермутанта из Fallout). А о том, что фильм будет посвящён личности учёного, а не его «Прометею», режиссёр объявил задолго до выхода картины.
«Виктор Франкенштейн» нельзя назвать шедевром мирового кинематографа. Но это очень качественный и красивый фильм, сделанный без лишней спешки и с любовью. В нём хватает крови – всё-таки герои по частям лепят гомункулуса, но омерзения картина не вызывает. Есть любовная линия, но она не выставляется на первый план, а просто служит приятным дополнением к основной сюжетной линии. Но самое главное – от фразы «все вы знаете эту историю» до самого финала (который сильно удивит поклонников канонической версии) «Виктор Франкенштейн» вас не отпустит. Это тот случай, когда можно позволить себе банальность и заявить, что фильм смотрится с удовольствием и «на одном дыхании».