2015 год оказался крайне беден на фильмы-катастрофы. Кроме «Волны» мы увидели только унылый «Разлом Сан-Андреас», который фактически оказался жалкой попыткой очеловечивания образа Дуэйна «Скалы» Джонса. Так что сравнения неизбежны. И все они, как ни странно – не в пользу Голливуда. Норвежский режиссёр Роар Утхауг лихо утёр нос маститым коллегам. Имея на руках бюджет, в 18 раз(!) уступающий «Сан-Андреасу», он создал куда более интересный и красивый фильм.
Реальная угроза
Масштабы происходящего в «Волне» сильно уступают «Разлому Сан-Андреас» и совершенно ничтожны по сравнению с «2012» или «Послезавтра». Максимальные возможные потери — посёлок в 300 жителей да немного туристов. Смех да и только! Ради такого герои Брюса Уиллиса даже из дома не выходят.
Но зато гора Акернесет, которой посвящён фильм, существует на самом деле и на полном серьёзе угрожает рухнуть в воды фьорда Гейрангер. Больше того, она обязательно рухнет, только никто не знает, когда это случится. Волна высотой в 80 метров – не выдумка сценариста и не мистическая дурь, основанная на календаре майя, а прогноз самых настоящих учёных. Такая волна, конечно, жалкий «плюх» по сравнению с цунами из «Послезавтра», но не нужно быть профессором, чтобы понимать, что когда она обрушится на посёлок, мало никому не покажется. В том числе и властям Норвегии, не особо переживающим на этот счёт. Так что картина Утхауга – это не аттракцион-страшилка, а фильм-предсказание и призыв к действиям.
Настоящий мужчина
В фильме нет ни одного актёра, хорошо известного за пределами Норвегии, зато те, кто есть, играют куда более убедительно, чем весь коллектив «Разлома Сан-Андреас». В первую очередь это относится к главному герою. Кристофферу Йонеру прекрасно удался геолог «от бога», трогательно беспомощный в повседневной жизни. Но как же он меняется по ходу картины! В момент катастрофы, когда становится понятно, кто есть кто, мы видим настоящего мужчину, защитника, принимающего волевые решения и готового рисковать собой ради других. Он не водит вертолёт, самолёт и катер, не укладывает мародёров штабелями, но куда до него «Скале» Джонсу!
Геолог Кристиан – настоящий пример для подражания, но при этом обычный человек, какого можно встретить на любой автобусной остановке в вашем городе. Йонер исполнил свою роль идеально, он одинаково хорош как в экшн-сценах, так и в моменты горя и отчаяния. Впрочем, нашлась звезда норвежского кино, которая затмила и его.
Идеальная женщина
С точки зрения «сногсшибательности», Эни Даль Торп сильно уступает первым красавицам Голливуда и даже Александре Даддарио из «Сан-Андреаса». Вот только героиня Даддарио запомнилась лишь парой захватывающих дух «луков» в мокрой футболке. А персонаж Даль Торп на протяжении всей картины всё больше и больше влюбляет в себя. Тёзка богини молодости Идунн – идеальная жена, мать и женщина. Она остаётся надёжной опорой для своего геолога, когда всё идёт хорошо: «чего-то не умеет – справлюсь сама, переживает – поддержу, а что-нибудь натворит… Ну, я же его люблю». Она же становится решительной и собранной, когда клиентам её отеля грозит опасность. А когда жизнь сына оказывается под угрозой, Идунн превращается в безжалостную валькирию, которая не остановится не перед чем – сцена с запаниковавшим клиентом в затопленном отеле заставит упасть не одну челюсть.
Как и в случае с Кристианом, никаких скрытых талантов в героине не проявляется: когда страшно, она кричит, когда больно – плачет, если появляется надежда – радуется. И всё это выглядит очень естественно, без пафоса и неуместных шуток, которыми направо и налево сыплют герои голливудских катастроф. Идунн — обычная женщина, попавшая в беду, только очень смелая, из тех, кто не опускает рук и не превращается в животное, когда приходит беда. Честно говоря, за её судьбу я переживал больше всех, сильнее даже, чем за её ангелоподобную дочку.
Сюжет
В начале фильм кажется меланхоличным – белые домики на фоне невероятно красивых пейзажей, спокойные, неторопливые люди, счастливая семья, предвкушающая скорый переезд. Но Утхауг вплетает напряжённость и в эту райскую картинку: жители Гейрангера не знают, что их ждёт, но мы-то с вами знаем. Так что пасторальные сцены из жизни простых норвежцев только усиливают тревогу. А дальше напряжение только нарастает и к тому моменту, когда над Гейрангером включатся сирена, становится совсем жутко. Вид бегущих в гору людей страшен, хотя волны ещё даже не видно (а может быть, именно поэтому). А сцены в затопленном бомбоубежище просто полны отчаяния и безнадёги.
В отличие от голливудских собратьев, в «Волне» нет упора на спецэффекты. У Роланда Эммериха только падение горы продолжалось бы минут пятнадцать. А уж невероятной массе воды, накатывающей на беззащитный посёлок, уделили бы не меньше 40 минут, растянув хронометраж до 3 часов. Не хочу сказать, что красивая картинка – это плохо. Просто, «Волна» в отличие от «2012» или «Послезавтра» — не аттракцион. Утхауг старался показать, что будет с конкретным посёлком, когда «гора смерти», наконец, упадёт. Его картина посвящена опасности и горю, которые, не дай бог, могут прийти в посёлок Гейрангер. Может быть, именно поэтому от смерти спасаются далеко не все из тех, кого режиссёру следовало бы пощадить – не помню, чтобы в подобных фильмах погибало столько «хороших ребят».
Впрочем, операторская работа в фильме достойна только самых лестных слов. От видов Норвегии захватывает дух. А огромная волна, поднимающаяся над фьордом, с его знаменитыми водопадами, столь же прекрасна, сколь смертоносна. И всё это сопровождается великолепным саундтреком.
«Волна» — это фильм, для которого обязательно нужно найти время. Лучше пропустить одну из бесчисленных новогодних и рождественских комедий, которых с каждой неделей становится всё больше. Во время её просмотра забываешь про время и реальность, а после окончания сеанса долго не можешь прийти в себя. Норвежские кинематографисты ещё не поднимали над головой «Оскара», но, возможно, время пришло. И, хоть российским кинематографистам тоже крайне редко вручают заветную статуэтку, на грядущей церемонии стоит поболеть за страну фьордов и лично за Роара Утхауга.