×

«Клаустрофобия»: как создать другую реальность

Прохождение реалити-квеста сродни участию в фильме — ярком и запоминающемся. Но многие игроки даже не подозревают, сколько сил, энергии и времени скрывается за видимой простотой устройства квеста. Между тем, за прошедший год в Кемерове открылось 9 новых «комнат с легендами», а сколько по всей России — сосчитать сложно. Корреспонденты Сибдепо узнали всё о подноготной нового мира развлечений у организаторов квестов международной сети «Клаустрофобия» в Кемерове Ивана и Елены Щербаковых и Екатерины Аксёновой. Их игровая комната «Хижина шамана» уже полгода вызывает большой интерес у любителей активного и нестандартного отдыха.

Романтичный подход к делу

— Как вам пришла в голову идея создать свой квест?

Екатерина: Я узнала о существовании квестов совершенно случайно, когда летала в Санкт-Петербург, но поиграть не удалось, хотя тема очень заинтересовала. Через месяц мы специально поехали в Новосибирск, где и прошли свой первый квест.

Иван: Сначала я к квестам относился скептически, не понимал, за что отдавать деньги: тебя закрывают в комнате, ты решаешь какие-то загадки… В общем, вёл себя, как и многие игроки, которые пришли играть впервые. Но после первого пройденного квеста захотел испытать себя ещё и ещё. Примерять разные роли, проводить расследования оказалось очень увлекательно.

FC2A1291

Елена: До сих пор помню, сколько эмоций у нас было после прохождения первого квеста! Мы загорелись идеей создать свой проект и по дороге из Новосибирска в Кемерово начали накидывать идеи. Конечно, сейчас сценарий отличается от того, что придумали изначально, хотя некоторые загадки немного трансформировали и вплели в сюжет. Другие головоломки отложили на следующие квесты.

— Сюжет «Хижины шамана» тесно связан с Кузбассом. Почему вы выбрали эту тему?

Екатерина: Сначала хотели сделать квест с сюжетом волшебной школы Хогвартс. Но у «Клаустрофобии» есть принцип уникальности – мы стараемся не повторять тематику и сценарии квестов внутри сети. Так как в России уже есть несколько локаций про Гарри Поттера, оставили мистику, но с сибирским акцентом. Думали взять за основу случай с группой Дятлова. Но решили лишний раз не тревожить память погибших туристов. Поэтому остановились на заброшенной таинственной хижине, геологах и шаманах. Многие кемеровчане уже побывали в горах Кузнецкого Алатау и им несложно представить себя снова в походе, вжиться в роль туристов.

— А что насчёт второй комнаты?

Иван: По легенде второго квеста, который скоро откроется, вы попадаете в средневековый замок тамплиеров. Чтобы выбраться, нужно разгадать тайну исчезнувшего магистра ордена. При выборе тематики мы исходили из того, в какую реальность было бы интересно попасть игрокам. А кто из нас не мечтал хотя бы ненадолго оказаться в таинственном замке?

FC2A1212

— Ваш проект в Кемерове основан на франшизе с «Клаустрофобией». Почему выбрали именно эту сеть?

Елена: Мы прекрасно понимали, что у нас нет опыта в строительстве квестов. Но, по нашим убеждениям, если что-то делать, то делать качественно. Все мы во внеквестовой жизни работаем в областях, совершенно не связанных ни со стройкой, ни с электроникой и инженерией. Поэтому и решили обратиться к франшизе для более грамотной организации всех процессов. Остановились на «Клаустрофобии», так как условия были самыми приемлемыми.

Иван: Также нам показался очень романтичной концепция с уникальными сюжетами. У многих других сетей реалити-квестов более деловой подход — они используют уже отработанные сценарии. В этом случае затраты времени и сил меньше, но зато мы придумываем всё сами и воплощаем в жизнь свои идеи. Также из-за того, что сценарии не дублируются, вы не увидите нашей «Хижины» больше нигде в России. Поэтому становится возможным так называемый квест-туризм. Конечно, в Сибири пока это трудно представить (в отличие от Москвы и европейской части страны), но всё-таки иногда квест-туризм случается и в нашем регионе. Совсем недавно к нам приехала сыграть команда из Красноярска и после игры сразу же уехала домой.

FC2A1245

Помогала ли вам как-то «Клаустрофобия»?

Елена: Самое главное, что предоставил нам франчайзор, — это рекомендации: какие загадки стоит включать, что интересно людям, какие существуют штампы в квестах и чего стоит избегать. По сути, нам указали на все места, где лежат грабли, чтобы мы на них не наступали. Но мы всё равно совершили некоторые ошибки. Всё потому, что московский опыт мало применим к региональным квестам.

Иван: В итоге сценарии мы придумали сами и после небольших правок со стороны московских сценаристов получились два отличных и увлекательных сюжета – «Хижина шамана» и «Тайна замка тамплиеров».

Екатерина: Ещё по условиям франшизы «Клаустрофобия» предоставляет необычные подарочные сертификаты в виде ключика. Его может купить любой желающий и торжественно подарить, например, на день рождения другу. Сертификат дарится в бархатной коробочке и выглядит приятно и стильно, как и должен выглядеть подарок. Обладатель сертификата записывается на игру в обычном режиме через сайт или по телефону. Приходит в назначенное время и отдаёт оператору карточку, а сам ключик в красивой коробочке остается у обладателя сертификата.

Хорошие квесты не конкурируют

FC2A1171

— Вы участвовали в других квестах? Страшно ходить к конкурентам?

Елена: Нам сложно выделить время для совместного прохождения других квестов. Поэтому мы прошли не все игры в городе, хотя в ближайшем будущем надеемся найти время и посетить оставшиеся. К конкурентам ходить не страшно. Проиграть мы не боимся, так как самое главное в квесте – процесс.

— А какой квест в Кемерове считаете самым лучшим?

Иван: У каждого квеста в Кемерове есть свои фишки. Сравнивать качественные проекты между собой — то же самое, что сравнивать зеленое с деревянным. Очень многое зависит от тематики: одним нравится хоррор, другим — сказка, третьим – квест, где нужно поломать голову, а кому-то — антуражный, но с лёгкими загадками.

Екатерина: Хотя, конечно, есть моменты, которые не нравятся никому. Например, небрежность при постройке, грязь в локации, торчащие отовсюду провода (если это, конечно, не продиктовано сценарием), плохо работающие элементы, нелогичный сюжет.

FC2A1189

— Сложно ли работать в пределах одного города?

Иван: На самом деле хорошие квесты друг другу не конкуренты. Для нас самое сложное время было в середине стройки, когда один за другим стали запускаться другие проекты. Когда мы начинали строить, думали, что будем первыми или вторыми в городе. В итоге стали седьмыми. Но качество в нашем деле решает многое, поэтому, поразмыслив, мы поняли, что каждый качественный проект нам во благо. Один из главных парадоксов квестов — чем сильнее конкурент, тем лучше для рынка. Ведь в каждую комнату можно прийти только один раз, а значит, если игрокам понравится, они придут и к нам. Мы знаем, что многие игроки, впервые познакомившись с квестами у нас, в скором времени сходили и в другие квест-румы.

— У вас, как и в других локациях, лежат флаеры конкурентов. Таким образом вы поддерживаете друг друга?

Екатерина: Если игроки прошли все локации «Клаустрофобии» и хотят продолжения приключений, мы предлагаем им сходить поиграть в другие кемеровские квесты. Единственный совет, который даём всем нашим игрокам — это внимательно читать отзывы о квесте, в который вы собираетесь сходить, чтобы не разочароваться в выборе.

Преодолейте скептицизм!

FC2A1213

— Какие эмоции испытывают люди, прошедшие квест в первый раз?

Елена: Обычно такие же, как и во второй, и в пятый (смеётся). С горящими глазами обсуждают, кто какую загадку решил, кто что нашёл. Сокрушаются по поводу потраченного времени на очевидное задание и радуются быстрому решению сложной задачи. В любом случае равнодушным не выходит никто. А для нас самое замечательное – это видеть неподдельные эмоции игроков, когда мы встречаем их после игры.

— Многие не находят выход? На сайтах некоторых квестов есть статистика проходимости. А у вас?

Иван: Наши квесты составлены так, чтобы их можно было пройти за час. Прежде чем запустить коммерческие игры, мы проводили тестовые игры для фокус-групп. Мы отрабатывали сценарий, исправляли неполадки, несколько упростили задания. На наш взгляд, проходимость квеста должна составлять около 80%. Иногда смотрю — на сайтах указано, что только 30% команд или даже меньше успешно находят выход из комнаты. Это откровенное лукавство. Нельзя оценивать квест по проценту людей, которые с ним не справляются. Ведь если большинство команд не проходит квест, значит, часть заданий остались нерешёнными, а люди не получили максимум ярких впечатлений. В большинстве таких случаев квест нелогичен или перегружен загадками.

— Вы упомянули, что у вас открывается второй квест. Он будет сложнее, чем «Хижина шамана»?

Елена: Сравнивать два квеста по сложности не совсем корректно. «Тайна замка Тамплиеров» не хуже и не лучше, не сложнее и не проще «Хижины шамана» — он просто другой. Принцип действия тот же — наши квесты нелинейны, можно выполнять сразу несколько заданий. Мы уделяем большое внимание антуражу и реалистичности локации. Но не забываем и об инженерных решениях и автоматизации квеста.

— По франшизе предусмотрено открытие трёх квестов. Вы уже думали над финальным?

FC2A1206

Екатерина: Наверное, третий квест будет триллером. Сюжет мы ещё не придумали — набрасываем идеи, придумываем загадки и фишки.

Иван: Мы не рискнули делать квест-ужастик первым и даже вторым, так как не было достаточного опыта в квестостроении. Мы хотим сделать не просто хоррор с тараканами в банках, наручниками, стенами, измазанными красной краской и разбросанными частями тела. Все эти приемы вызывают больше чувство омерзения, чем страх. Наша цель – чтобы на протяжении всего квеста игроки испытывали гнетущее чувство, находились в напряжении от ожидания чего-то неизвестного, как в качественном триллере. А это очень сложно.

— В преддверии открытия новой локации можете дать советы будущим игрокам?

Елена: Всем игрокам мы советуем быть внимательными и помнить, что квест — это командная игра, не забывать общаться и советоваться друг с другом. А вот профессионалам советуем забыть свой предыдущий опыт и думать проще. Опыт прошлых игр часто только мешает, так как мы стараемся делать наши загадки нестандартными, но логичными, чтобы решить их было под силу всем, в том числе и новичкам.

В квесте оказываешься главным героем приключенческого фильма. У тебя есть задача, которую нужно решить. Ты с друзьями переносишься в другую реальность — оказываешься в таинственной хижине или средневековом замке. В течение часа проживая совершенно другую жизнь, забываешь о работе, обязанностях и проблемах. Смена антуража идёт на пользу, это масса впечатлений и просто отличное времяпрепровождение!

Текст: Катерина Фролова..
Фото: Максим Лисов/Сибдепо, Евгений Сафронов.
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp