×

Когда ж возьмем сквозной билет из пункта А до пункта Б?..

У транзитных грузов и транзитных пассажиров – разные возможности. Транзитный груз доставят российскому получателю независимо от того, каким видом транспорта этот груз перемещается – воздушным, железнодорожным, речным – или тем и другим по очереди. Грузополучателю надо лишь оплатить перевоз и дождаться доставки.

Транзитному пассажиру — сложнее. Если ему предстоит ехать до места назначения вначале – поездом, затем – самолетом, а потом – автобусом, то придется на каждый вид транспорта покупать отдельный билет. А это значит – очереди, трата времени, ожидания и нервотрепка… В ряде развитых стран, например, во Франции, США, давно существует единый билет для транзитного пассажира, по которому человек благополучно добирается с пересадками на разные виды транспорта до места. Когда же у российских транзитных пассажиров появится такой же единый билет, в котором состыкованы авиарейсы, время отправления поезда и автобуса, пока непонятно. Хотя эти нормы заложены в законопроект «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках». Каковы перспективы этого документа? Об этом мы попросили рассказать заместителя председателя Комитета Государственной Думы по транспорту Владимира Гридина. — Владимир Григорьевич, какова судьба законопроекта «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках»? — Разработчиком этого закона выступил Минтранс РФ. Концепция и проект техзадания на его разработку были утверждены еще в ноябре 2007 года. Тем не менее процесс согласования проекта не завершен. И поездка с использованием нескольких видов транспорта по-прежнему является серьезной заботой наших пассажиров. Думаю, причина – в ведомственных разногласиях. Все-таки транспорт – это сложная разветвленная структура, и здесь порой непросто достичь консенсуса. Однако законопроект с повестки дня не снят, в правительстве РФ, в Минтрансе работа над ним продолжается. — Что же в первую очередь должен урегулировать этот закон? — Его цель и задача: регулирование отношений между организациями различных видов транспорта и пользователями транспортными услугами — по перевозке груза или пассажира из пункта А (отправления) в пункт Б (назначения) в прямом смешанном (комбинированном) варианте. Что это такое? Как говорится в статье 2 главы 1 проекта закона, «прямая смешанная перевозка — это перевозка пассажиров, грузов и багажа различными видами транспорта по единому транспортному документу», который оформили на весь путь следования независимо от того, что добираться до пункта Б придется разными видами транспорта. А прямая комбинированная перевозка — это вид прямой смешанной перевозки, которая ведется «без выгрузки груза из транспортного средства (автомобиля, вагона, контейнера) также по единому транспортному документу на весь путь следования». Если говорить просто, с этим законом пассажиру, если он задумал поехать, к примеру, из города Белово Кемеровской области в Тулу, нет необходимости покупать отдельные билеты на автобус – в аэропорт  Кемерово, потом – на самолет до Москвы и, наконец, на поезд из столицы — до конечного места путешествия. Ему с самого начала в Белове дадут единый билет (транспортный документ) на весь путь следования — на все виды транспорта. — То есть речь идет и о более высокой ответственности транспортников перед потребителями их услуг? Ведь если, допустим, на первом этапе нашего примера автобус из Белова до Кемерова задержится, то перерегистрацию этого единого билета на другие виды транспорта обязана обеспечить пассажиру автотранспортная компания? — Именно так. Законопроект устанавливает ответственность за пассажира или груз от начальной точки  до конечной точки. И не только перед клиентами, но и перед коллегами-транспортниками. Если не состыковался, не уложился в сроки, — отвечай. Иными словами, речь идет о повышении качества обслуживания, точности сроков доставки, возможном перераспределении финансовой нагрузки. Поэтому и  возникают проблемы на пути принятия документа. Не все перевозчики, понятно, хотят выходить за рамки своего вида транспорта. — Значит, в действующем российском законодательстве пока нет таких понятий, как прямая смешанная перевозка, прямое смешанное (комбинированное) сообщение? — Почему же, понятия есть. Действующий Гражданский кодекс РФ определяет основные положения о прямой смешанной перевозке. Но именно ГК РФ предусматривает, что детальная регламентация этих отношений является предметом специального Федерального закона. А закона до сих пор нет! Более того, в действующих  транспортных уставах и кодексах тоже есть ссылки на понятия о перевозках в прямом смешанном (комбинированном) сообщении. Однако и здесь, соответственно, есть оговорки на то, что будет введен в действие отдельный Федеральный закон. Такие записи есть в статье 166 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, статьях 65–79 и 128 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». И так далее. Из-за отсутствия закона, о котором мы говорим, до сих пор продолжают применяться отдельные нормативные правовые акты СССР. В частности, Правила перевозок грузов в прямом железнодорожно-водном сообщении, утвержденные Минморфлотом СССР, МПС СССР, Минречфлотом РСФСР, которые регулировали отношения в сфере перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. Часть из них уже давно вступают в противоречие с действующим сейчас законодательством России, не отвечают современным реалиям. И потом, Россия – это ведь не маленькая европейская страна, где в любую точку можно быстро доехать на автобусе или автомобиле. Особенности географического положения, масштаб территории нашей страны, потребности экономики и населения в передвижении диктуют необходимость комбинированного использования разных видов транспорта. — А кто, согласно проекту нового закона, от имени пассажира будет бронировать «сквозной» билет от пункта А до пункта Б на разные виды транспорта — или, по сути, будет заключать договор с транспортниками от имени гражданина или юридического клиента? — Эту работу по новому закону будет выполнять оператор прямых смешанных (комбинированных) перевозок, кстати говоря, в соответствии с Конвенцией ООН о смешанных (комбинированных) перевозках грузов 1980 года. Глава 5 законопроекта, которая именуется «Ответственность, претензии, иски, исковая давность», закрепляет единые принципы и основания ответственности перевозчиков и пользователей их услугами по обязательствам, вытекающим из договора такой перевозки. Законопроект устанавливает ответственность перевозчиков, если договор сорван, пассажир или груз не добрались до места назначения. То есть в основу этого документа заложены именно интересы потребителей. — Есть ли надежда, что в нынешнем созыве Дума приступит к рассмотрению законопроекта? Надежда есть. Российский рынок транспортных услуг не может не учитывать, что перевозки пассажиров и грузов на более или менее дальние расстояния не ограничиваются одним видом транспорта. Подтверждением тому может служить идея нового проекта ОАО «РЖД», компании «Аэроэкспресс» вместе с правительством Москвы и другими партнёрами по созданию крупнейшего в Европе транспортно-пересадочного комплекса «Каланчёвский». Его главной задачей станет оптимизация сообщения между транспортными узлами российской столицы, ее вокзалами и аэропортами. Он соединит железнодорожной инфраструктурой центр Москвы с тремя главными аэропортами: Домодедово, Шереметьево и Внуково. «Каланчёвский» площадью 200 тысяч квадратных метров обойдется в 208 миллиардов рублей. Он будет состоять из здания вокзала, специального терминала для аэроэкспрессов и сервисного центра. Поскольку подавляющее большинство пассажиров прибывает в столицу только для пересадки на другие рейсы, добираться «транзитникам» до воздушных гаваней станет удобнее. Например, транзитный пассажир, прибыв в Шереметьево, на аэроэкспрессе сможет доехать до Каланчёвского вокзала, здесь же перейти на экспресс-электричку до Домодедово и лететь дальше. Такой же транспортно-пересадочный узел будет построен в Санкт-Петербурге. В частности, власти Петербурга планируют превратить Финляндский вокзал города в крупный пересадочный хаб. Мощным транспортным узлом обзаведется и Казань. В 2010 году ОАО «РЖД» и правительство Свердловской области приступили к строительству транспортно-пересадочного узла в Екатеринбурге. Над такими проектами уже думают и в других российских городах.

Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp